Величко О.В.
уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи.
Этап урока, цели | Перечень УУД, выполняемых учащимися | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-5 мин) Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Самоопределение, смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | - Добрый день, присаживайтесь! - Ребята, чтобы вы пожелали друг другу на уроке литературного чтения? - Я вам желаю удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Речевая разминка. - Сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется. А что значит «поэтическая тетрадь №1»? Как вы поняли название этого раздела? | Учащиеся проверяют свою подготовку к уроку. «Поэтическая тетрадь» - Мы будем читать стихи. Но это не единственная тетрадь, будут еще и другие тетради |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-8 мин) Цель: Формулирование темы и цели урока. Повторение изученных ранее произведений. 3. Выявление места и причины затруднения (1-3 мин) Цель: организовать выявление учащимися места затруднения; организовать выявление учащимися причины затруднения; | Сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации - постановка и формулирование проблемы (П); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); координирование в сотрудничестве разных позиций (СД); - выполнение учебного действия , фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); | -Ребята, прослушайте музыкальное произведение и попробуйте определить о каком времени года она написана? (звучит произведение А. Вивальди из цикла "Времена года. Весна") -Как бы вы озаглавили данное музыкальное произведение? -Вы сказали, что слышали раскаты грома, а в какие месяцы бывает гроза? -Какие картины обычно вы представляете, когда речь заходит о грозе? -В глубокой древности люди очень боялись грозы и молний. Они считали, что это боги гневаются на них. У каждого народа был свой бог, который олицетворял данное природное явление. Рассказ учителя о богах. - У древних греков - Зевс. Поэтому его изображают с молнией в руке. У русских народов - Перун. Однако с первой грозой и первым громом были связаны не только суеверия, касающиеся непосредственного изменения погодных условий. Считалось, что гроза предвещает пробуждение природы и является знаком окончательного ухода зимы — так, многие из наших предков, видя первые молнии, думали, что это Перун своим оружием добивает зимнее воинство. Гроза в начале мая в те времена была, безусловно, приятным, хоть и страшным и впечатляющим событием, поэтому о ней писали стихи и даже песни вплоть до наших дней. -С помощью опорных слов попробуйте определить тему нашего урока. (весна, молния, гром, гроза, радость, ручьи, веселье) - Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». - Зная тему урока, сформулируйте цель, дополнив высказывание: Сегодня на уроке я буду иметь возможность … -Мы будем иметь возможность знакомиться со стихотворным произведением. Какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? Организует прием «Предвидение» Посмотрите на репродукции картин (вывешенных на доске), попробуйте определить, какая из этой репродукции более подходит к нашей теме урока? Какие знания и умения нам понадобятся? | | Слушают музыкальное произведение, определяют время года. Фронтальные ответы ребят. Высказывание своего мнения. Слушанье рассказа о богах. Формулирование темы урока. Формулирование цели урока. Обдумывают возникшую проблемную ситуацию. |
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (5-7 мин) Цель: 1)организовать обсуждение цели, 2) выбрать способ, 3)построить план достижения | Анализ, обобщение, аналогия, определение основной и второстепенной информации (П); определять наиболее эффективные способы достижения результата(Р) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений (СД). | Организует работу по правильной последовательности плана. 1.Узнаем новое о авторе 2.Познакомимся с новым произведением. 3.Продолжаем учиться писаться выразительному чтению. Краткая биография автора. - Ребята, что вы знаете о Ф.И.Тютчеве? Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Окончив Московский университет, он уехал на службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более двадцати лет. Память о Родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей. После возвращения в Россию Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. - Когда начал писать стихи? - Что вы знаете об отношении Ф.И.Тютчева к природе? | Вспоминают основные моменты из биографии автора. Знакомятся с новым произведением. Узнаем новое о писателе |
5.Реализация построенного проекта (2-5 мин) Цель: организовать использование построенного способа действий для решения исходной задачи | Смыслообразование (Л); передача и интерпретация информации; построение речевого высказывания в устной форме(К); умение осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (СД). | Рассказ учителя Тютчев – русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир – единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. - Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». - Как считаете, о чем данное произведение? Видеофрагмент Попробуйте с помощью цветных карандашей передать свое отношение, свои чувства к данному произведению. - Объясните, почему вы взяли эти цвета? Каким настроением пронизано стихотворение, как вы думаете? | Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) Цель: организовать коммуникативное взаимодействие (в группах) на выполнение задания на применение новых знаний с проговариванием вслух. | - самоопределение, смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (СД); построение речевого высказывания в устной и письменной форме(К); передача и интерпретация информации(РсИ). умение контролировать и оценивать учебные действия(Р) | | Первичное чтение - Я сейчас прочитаю стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Весенняя гроза ". Внимательно слушаем. - Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. Любимым временем года поэта была весна, время обновления всего живого. Стихотворение "Весенняя гроза" наполнено радостью и ликованием. Гроза у Тютчева прекрасная и сильная, веселая и торжествующая. -В тексте встретятся трудные незнакомые слова, давайте объясним их значение: (перед первичным чтением) Объединить детей в 3 группы, помочь распределить роли, познакомить с заданием координировать действия детей. - Ребята, перед тем как мы начнем проводить анализ произведения, давайте разделимся на группы и вы вспомните, что такое стихотворение? Строфа? Композиция? Эпитет? Метафора? Олицетворение и антитеза? -Далее группой читаем стихотворение (Вторичное чтение хорошо читающий ученик) Задание: на сколько частей можно разделить стихотворение? Отвечаем на вопросы группой. Вопросы для анализа лирического произведения. Что характерно для композиции: сколько частей стихотворения? Как она связана с картинами? Какие картины можно представить? Какие чувства, переживания автор передает этими картинами? Какие художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, применяет автор для передачи своих чувств, переживаний, мыслей? Какова основная поэтическая идея стихотворения (главная мысль)? Что будет, если заменить авторские эпитеты, слова действия, синонимами? | Прогнозируют содержание произведения. Знакомятся со стихотворением. Объясняют значение незнакомых слов. Вспоминают средства художественной изобразительности. |
Физкультминутка-релаксация 1-2 мин. Учащиеся вспоминают скороговорку, определяют сочетание каких звуков помогает «услышать» звуки грозы. | | Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось, И, откинув одеяло, На зарядку побежало. Дождиком умывалось, Тучкой растиралось. А когда умылось, Ярче засветилось. | Учащиеся проговаривают звуки. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой(10-12). Цель этапа: 1) Организовать самопроверку умения применять новое знание в типовых условиях, 2)осуществить фиксацию достижений индивидуальной цели. | -умение контролировать и оценивать учебные действия(Р), -осознанное построение речевого высказывания в письменной форме(К). | - Автор не только изображает грозу, но и помогает услышать ее. Как? Прочит айте, первые строфы стихотворения. Какой звук передает звук грома? - Читаем вторую строфу. - Расскажите, какую картину вы представили перед собой при чтении этих строк? - О каких нитях пишет поэт? - Этот прием в литературе называется …(метафора-сравнение) - Поэт радуется дождю, он счастлив от того, что оказался в лесу и увидел все это. Попробуйте передать настроение поэта при чтении. - Читаем третью строфу. - Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать ликование окружающего мира? | Подчеркивают слова в тексте. |
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (4-5 мин) Цель: соотнести цели урока и его результаты; организовать самооценку работы на уроке;наметить дальнейшие цели деятельности. | Самоопределение, смыслообразование (Л). Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения(Р), умение осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (СД). | Организует анализ прочитанного. Подводим итоги урока. - Ребята, подумайте с соседом по парте: - Почему стихотворение названо «Весенняя гроза»? - С одинаковой ли интонацией надо читать стихотворение? - Какова главная мысль стихотворения? -Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? - Будем читать стихотворение, используя эти правила, но в то же время голосом покажем, что идет дождь и гремит гром. -В начале урока вы слушали музыкальное произведение. Скажите, пожалуйста, что общего между стихотворением Ф.И.Тютчева и музыкой А. Вивальди? Поэты и музыканты даже в страшном явлении, грозе, позволяют нам увидеть и услышать прекрасное, они открывают красоту мира. - Молодцы, вы очень хорошо поработали! - С каким произведением мы познакомились на уроке? - О чем это произведение? - Кто его автор? - В каком году было написано стихотворение? Продолжите высказывания - Я сегодня пыталась (ся) увидеть и почувствовать… - На меня произвело наибольшее впечатление… - Во мне пробудились чувства, мысли… - У меня осталось … настроение от услышанного на уроке. - У меня появилось желание … Домашнее задание (на выбор) 1. Составить синквейн. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения. -Спасибо за активную работу на уроке! | Слушают рассказ учителя. Обсуждают название стихотворения, выясняют главную мысль произведения. Вспоминают правила выразительного чтения стихотворения. Читают выразительно произведение. Выясняют сходства. Вместе с учителем подводят итог урока. |