Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Разработка требования к электронным средствам учебного назначения
Выполнила:
студентка группы 3«ШК»
___________Ююкова В.В.
Проверил:
преподаватель
_________Кульченко О.Н.
Астрахань 2021
Электронные средства учебного назначения представляют собой комбинацию двух или нескольких программных средств учебного назначения и, следовательно, позволяет расширить использование возможностей средств ИКТ в учебном процессе. по организации текста.
Педагогическая целесообразность существует тогда, когда применение электронного средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника.
Электронный учебник не должен заменять бумажный учебник, а должен дополнять его, позволяя интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника.
Выступая как средства поддержки традиционных форм обучения, электронные средства обучения в виде учебных электронных изданий должны отвечать также требованию сочетаемости традиционной и информационной технологий в изучении конкретных учебных дисциплин. Учебные электронные издания отвечают этому требованию, если представленный в нем учебный материал интегрирован с учебным материалом используемых традиционных средств обучения.
Указанное интегрирование имеет место, если основной учебный материал электронного учебника:
– полностью соответствует действующим государственным образовательным стандартам и учебным программам;
– полностью увязан и находится в определенном соотношении с учебным материалом традиционных средств обучения, используемых как в рамках отдельных уроков и внеклассной работы по темам этих уроков, так и в рамках всего установленного планов обучения по учебным дисциплинам.
Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Основные этапы разработки электронных средств учебного назначения:
1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении.
2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:
предъявление нового учебного материала, хранящегося в базах данных, системах гипермедиа и мультимедиа;
компьютерная визуализация учебной информации, моделирование протекания различных процессов и явлений;
имитация работы изучаемых объектов, машин;
автоматизация процессов расчета, контроля, управления учебной деятельностью и др.
3. Изучение и анализ передового опыта, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или разработка авторских педагогических приложений.
4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения.
5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям:
психолого-педагогическим требованиям;
техническим требованиям;
эргономическим требованиям;
эстетическим требованиям;
требованиям к оформлению документации.
Психолого-педагогические требования включают в себя дидактические и методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения.
Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программно-аппаратных средств, защиты от несанкционированных действий.
Эргономические требования учитывают возрастные особенности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, определяют требования к изображению информации и режимам работы.
Основные функции компонентов процесса обучения информатике с применением электронных средств учебного назначения:
функциональное назначение электронного средства учебного назначения (электронного учебника и т.п.).
функциональное назначение базы знаний учебного назначения.
Длительность работы за компьютером не должна превышать:
на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет — 10 минут, для учащихся 2-4-х классов — 15 минут, для учащихся 5-7-х классов, имеющих навыки работы с компьютером, — 20 минут;
на уроках информатики: у учащихся 7-8-х классов — 25 минут, у учащихся 9-10-х классов — 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием компьютера;
для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения или организованно при появлении начальных признаков утомления;
для снятия общего утомления следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием персональных компьютеров должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.