Пояснительная записка
Проблема правильного здорового питания с каждым годом становится все более актуальной. Последние пару веков простое и естественное утоление голода превратилось в кулинарное искусство. Мы все любим вкусно поесть, но не задумываемся о качестве пищи, которую употребляем каждый день. Быстрая еда, красители, ароматизаторы, усилители вкуса, вкусовые добавки, искусственные заменители натуральных продуктов – все это идет не на пользу организму. Такое питание вредит здоровью – возникают различные проблемы с пищеварительным трактом, аллергии. Вредное непродуманное питание влияет также на сосуды и сердце, нервную и костную системы. В результате падает качество жизни, ухудшается самочувствие.
Изучив данную проблему, был разработан цикл уроков, которые уже на этапе младшего школьного возраста позволяют показать детям о пользе и значении молока, раскрыть понятие «качество», познакомить со знаком качества родного края; способствуют формированию у детей гордости за кубанского производителя; воспитанию у школьников чувства ответственности за будущее родного края.
Предлагаемый материал адресован педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и всем тем, кто не равнодушен к природе и заботится о её сохранении и величии.
Тема урока: «Качественное – значит кубанское»
Цель: Уточнить представления учащихся о полезных и качественных продуктах питания.
Задачи:
1. Образовательная:
Познакомить учащихся с понятием «качество»; учить отличать качественные продукты от иных.
2. Развивающая:
Развивать познавательные интересы; анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитательная:
Формировать патриотическое отношение к российским и кубанским производителям.
Методы:
1. Словесные - рассказ, беседа
2. Наглядные - демонстрация наглядного материала.
Форма проведения занятия: урок – игра.
Оборудование:
Пустые пачки соков, молока, чая; кроссворд; аудиоплеер, аудиозапись песни «А может быть ворона…», «песня Чебурашки»; рисунок знака «Качество Кубань».
Ход занятия.
I. Оргмомент
(эмоциональный настрой учащихся)
II. Подготовка к изучению нового материала
В углу сидит Незнайка. Вокруг него лежат упаковки от продуктов (пачки сока, молока, конфет и т.д.). Незнайка напевает песню и всхлипывает (на мотив песни «А может быть ворона»).
Незнайка:
Продуктов очень много,
А может и немного.
Какой из них мне выбрать
Ну кто бы подсказал. А-а-а…. (плачет)
Учитель:
- Незнайка, что случилось? Ты почему плачешь?
Незнайка:
-Посмотрите, сколько продуктов вокруг меня: (показывает) три пакета молока, четыре пачки сока, две пачки масла, а какие из них выбрать я не знаю.
Учитель:
- Ты не плачь. Мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята? (Да)
III. Работа по теме занятия.
Учитель:
- Ребята, прежде чем помочь Незнайке, разгадайте кроссворд и вы узнаете слово, которое необходимо при выборе любого продукта.
Кроссворд
Вопросы:
1.Не снег,
А белое всегда,
Хоть и течет,
А не вода.
(Молоко)
2.Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар)
3.Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
(Калач)
4.Оно трясется на столе,
А называется…
(Желе)
5.Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки…
(Суп)
6.То о чем загадка здесь,
Хорошо с чайком поесть,
С виду – маленький батон
И с начинкой сладкий он.
(Рулет)
7.Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом…
(Винегрет)
8.Он бывает с толокном.
Рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на болюдо.
Ну, теперь зови ребят –
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Учитель:
- Прочитайте по вертикали слово, которое получилось.
Ученик:
- Хорошее, лучшее.
Учитель:
- Качество – это то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь.
Учитель:
- По инициативе губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева принята целевая программа «Качество», задачами которой является контроль над качеством товаров и услуг.
Рассмотрите внимательно знак, который называется «Качество Кубань». (знак вывешивается на доску).
Знак «Качество Кубань» служит гарантом качества продукции. Прежде, чем нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и требованиям качества. Подделать этот знак невозможно. И поэтому товарам с этим знакам можно доверять и смело их приобретать.
Учитель:
- Давайте немного поиграем. Вы видите множество продуктов питания. Необходимо выбрать только те, которые имею знак «Качество Кубань».
Игра «Наше качество»
- Ребята выбирают только необходимые продукты на скорость.
Учитель:
- Вы узнали, какие продукты необходимо выбирать. Теперь вы сможете помочь Незнайке. Помогите ему выбрать нужные продукты.
Учащиеся вместе с Незнайкой находят качественные товары.
IV. Итог занятия.
Незнайка: поет песню (из мультфильма «Чебурашка»)
Я был когда-то глупым,
Не знал я тех продуктов,
Которые сегодня
Мне нужно покупать.
Теперь я стал умнее
И каждое мгновение,
Полезые продукты
Я буду покупать.
Учитель:
- Наш урок подошел к концу.
Что нового вы узнали?
Помогли вы Незнайке справиться с его бедой?
Какой вывод сделал каждый из вас?
Сейчас вокруг подделок тьма,
Чтоб человек здоровым был
Программу «Качества» не зря
Наш департамент предложил.
Будь то кефир, вода иль чай,
На этикетку только глянь
Стоит знак «Качества Кубань» -
Без опасенья покупай!!!
Тема занятия: «Молоко – залог здоровья»
Цель: Раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника.
Задачи:
1. Образовательная:
Расширить знания о молоке и молочных продуктах.
2. Развивающая:
Развивать познавательные интересы; желание познавать что-то новое.
3. Воспитательная:
Формирование привычки есть то, что требуется, а не то, что хочется.
Методы:
1. Словесные - рассказ, беседа
2. Наглядные - демонстрация наглядного материала.
Форма проведения занятия: урок
Оборудование:
Пачки молока для каждого ученика; надписи (сыр, масло, солоко, сметана).
Ход занятия.
I. Оргмомент
(эмоциональный настрой учащихся)
II. Подготовка к изучению нового материала
Напиток в стакане твоем белоснежный,
Прохладный, приятный, такой сладко-нежный.
Снежинками тают во рту пузырьки,
Как пена морская воздушны, легки.
Ответь же скорей на вопрос интересный:
Как назовешь ты напиток чудесный?
Ответить хором мы сможем легко:
Конечно в стакане ту нас…. (МОЛОКО)
Учитель:
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
III. Работа по теме занятия.
Учитель:
- А знаете ли вы, что:
Старинная легенда гласит, что громовержец Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфи из ее же рога.
С древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.
Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна.
Молоко активно использовалось и в народной косметике. Из него делали маски и использовали их против морщин.
Молоко широко применялось и для технических нужд. В древности оно использовалось в стенной росписи. Для получения высококачественной пурпурной краски готовили смесь сока брусники с молоком. Для росписи стен использовали также молоко с шафраном.
Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное.
Древние философы называли молоко «соком жизни»
Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества.
Учитель:
- Как вы думаете, в чем польза молока?
Ученик:
- В нем много необходимых организму витамин.
Учитель:
- В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией.
Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
Учитель:
- Из молока делают разные продукты, которые мы все прекрасно знаем. Послушайте вот какой разговор.
Сценка «Что нужнее, что вкуснее?»
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко».
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Тут вмешался творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны... Ну, слегка».
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»
Учитель:
- Нпазовите выды молока, о которых вы услышали из прослушанного разговора.
Ученик:
- Сыр, сметана, масло.
Учитель:
- молоко каких животных человек употребляет в пищу?
Ученик:
- Коровы, козы.
Ученик (сообщение о животных, которые дают молоко):
- Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере - от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
Учитель:
- Чье же еще молоко употребляют в пищу? (Ответы детей)
Учитель:
- Послушайте стихотворение о пользе молока.
Ученик 3 (зараннее подготовленный):
Завтрак. Я ещё спросонья, мысли где-то далеко…
Подперев щеку ладонью, я смотрю на молоко.
Размышляю я при этом: интересное кино –
Так зачем его пить детям? И полезно ли оно?
Сам я справился едва ли, подсказала мама мне.
В нем есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д
А еще сказала мама, молоко - как хочешь пей.
Хочешь с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без ней.
Молоком чудесна каша, с молоком отличный чай.
С шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.
И, смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:
Музыкант, шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,
Ученый или бизнесмен, президент или спортсмен –
Сейчас и в прежние века – жизнь начинали с молока.
Быстро мой включился разум, мыслям стало так легко..
Взял я свой стакан и сразу, залпом выпил молоко!
Учитель:
- У каждого из вас на столе есть пачка молока. Узнав о его пользе, выпейте молоко. Выпив содержимое, не выбрасывайте пакеты. Из них мы сделаем поделки.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Дети изготавливают поделки.
V. Выставка поделок.
VI. Рефлексия
Учитель:
- Оцените свою работу и работу соседа.
ЛИТЕРАТУРА
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Фефилова Е.П., Поторчина Е.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 3 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005
Истомина Ж.Л. Здоровое питание – отличное настроение. Сценарий адаптированной игры “Последний герой”. Журнал “Начальная школа” №1, 2004, с. 93-95.
Тазиева Г.Ш. Здоровье в саду и на грядке. Журнал “Начальная школа” №7, 2005, с. 95-97.
Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004.- (Приложение к журн. “Начальная школа”).