СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 1 "Окружность, круг, шар, цилиндр" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка первого урока по теме "Окружность, круг, шар, цилиндр".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 1 "Окружность, круг, шар, цилиндр" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 1. Окружность, круг, шар, цилиндр


Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с окружностью и кругом, учить строить окружность с помощью циркуля.


Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Устный счёт

1. Заполните клетки.

– Является ли полученное число квадратом какого-либо числа? (90, нет.)

– Получившееся число возведите в куб и вычтите из него 64. (0.)

2. С. 9, № 5.15 (устно).

(7, 9, 6, 2, 7.)

III. Работа по теме урока

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поработать научными сотрудниками исследовательской лаборатории «Геометрические фигуры».

Окружающий нас мир состоит из предметов, которые имеют разные геометрические формы. Сегодня мы начнём изучать так называемые «круглые» фигуры.

Какие? А вот посмотрите и послушайте.

(Учитель читает тексты, рисует на доске круг, окружность, демонстрирует предметы: шар, цилиндр.)

Посмотрите-ка вокруг!

Пальчиком рисуем круг.

Куклы были вместе в ряд,

А теперь в кругу сидят.

Н. Мажирина

Если циркулем владеешь,

Окружность описать сумеешь.

М. Борзаковский

Мы вчера купили шар.

Ночью сел на шар комар.

Комарик ножкой топнул –

Шарик взял и лопнул.

А. Усачёв

Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень.

Н. Носов

– Обозначьте тему вашей работы.

1. С. 6–7 (работа по статье учебника).

– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

2. Работа в тетради.

– Поставьте в тетради точку О, отступив вниз от предыдущей записи 8 клеточек. Возьмите в раствор циркуля отрезок 3 см. Поставьте иголочку в точку О и постройте окружность.

– Как называется точка О?

Окружность – это линия, которая делит плоскость на две части.

– Покажите часть плоскости, которая находится внутри окружности.

– Как она называется?

– Укажите на окружности две любые точки. Соедините их. Какая фигура получилась? (Отрезок.)

– Этот отрезок называется хордой.

– Попробуйте дать определение, что такое хорда.

– Соедините любую точку окружности с центром. Как называется этот отрезок?

– Дайте определение радиуса.

– Сколько радиусов можно провести в одной окружности?

– Начертите ещё три.

– Измерьте все радиусы. Что вы заметили?

– Сделайте вывод.

– Начертите хорду, которая проходит через центр. Как называется эта хорда?

– Измерьте диаметр. Что вы заметили?

(В ходе беседы ведётся запись в тетрадь.)

Точка О – центр окружности.

Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.

Хорда – отрезок, соединяющий две любые точки окружности.

Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. Все радиусы одной окружности равны.

Диаметр – отрезок, проходящий через центр и соединяющий две точки окружности.

Диаметр окружности в два раза больше её радиуса.

3. С. 7, № 5.1 (письменно).

Ответ.

Лежат на окружности точки D, B, L.

Не лежат на окружности точки K, F, A, O, E, M.

Лежат внутри круга точки A, O, E, M.

Не лежат внутри круга точки D, B, L, K, F.

Лежит на каждой из дуг с концами В и L точка D.

Лежит на радиусе OL точка E.

Лежат в круге, но не лежат на радиусе OL точки А, М.

4. С. 7, № 5.2.

5. С. 7, № 5.3.

6. С. 8, № 5.10.

IV. Повторение изученного материала

1. С. 8, № 5.13.

– Прочитайте задачу.

– Как называется прибор, который показывает скорость?

– Рассмотрите спидометр.

– С какой максимальной скоростью может двигаться автомобиль?

– Посмотрите, чему равна цена одного деления.

– Как вы это узнали?

– С какой скоростью сейчас движется автомобиль?

– Ответьте на первый вопрос.

– Ответьте на второй вопрос.

– Какой ответ вы дали бы на третий вопрос?

2. С. 10, № 5.27 (работа в паре).

(405 812, 11, 340, 380 904.)

V. Работа над задачей

1. С. 9, № 5.22 (б).

– Что нужно вычислить для того, чтобы узнать, сколько потребуется краски?

– Что будем узнавать для того, чтобы ответить на первый вопрос задачи?

– Что сказано про расход краски?

– Как вы думаете, в каких единицах удобнее производить вычисления?

– Составьте план решения задачи.

– Решите задачу.

500 мм = 5 дм

900 мм = 9 дм

700 мм = 7 дм

а) 9 ・ 7 ・ 5 = 315 (дм3).

315 ・ 1 кг 600 г = 504 (кг).

б) Sящика (без крышки) = 5 ・ 9 ・ 2 + 9 ・ 7 + 7 ・ 5 ・ 2 = 223 (дм2).

Sкрышки = 750 960 = 720 000 мм2 = 72 (дм2).

223 2 + 72 2 = 590 (дм2) – площадь покраски.

590 7 г = 4130 г = 4 кг 130 г – вес краски.

Ответ. Нужно купить 3 банки краски.

2. С. 10, № 5.25.

– Что сказано про пустую банку?

– Каким способом будем решать задачу?

– Что обозначим через х?

Пусть масса пустой банки будет х.

Тогда масса мёда будет 4х.

Масса банки с мёдом равна х + 4х.

По условию масса банки с мёдом 1 кг 500 г (1500 г).

Значит, можем составить уравнение:

х + 4х = 1500

5х = 1500

х = 1500 : 5

х = 300

Значит, 300 г – масса пустой банки.

300 4 = 1200 (г) – масса мёда.

– Как иначе можно узнать массу мёда?

VI. Работа в рабочей тетради

С. 3, № 1, 2.

VII. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Расскажите, что вы запомнили.

Домашнее задание

С. 10, № 5.29, 5.31; с. 11, № 5.34.