У р о к № 1. Отрезок и его длина. Ломаная.
Многоугольник
Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся, полученные в начальной школе; учить находить, строить и сравнивать отрезки.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
– Какие геометрические фигуры можно увидеть на чертеже?
(Отрезки, треугольники, четырёхугольники.)
– Сколько разных отрезков можно найти? (12)
– Сколько треугольников на чертеже? (5)
– Сколько четырёхугольников вы видите? (6)
– Кто догадался, что мы будем изучать сегодня на уроке?
– В работе нам поможет учебник.
(Задание выполняют одновременно учитель у доски, учащиеся – в своих тетрадях.)
1. Возьмём произвольно две точки.
2. Обозначим их буквами С и F.
3. Приложим линейку к точкам и проведём отрезок.
– Как вы думаете, как эта фигура называется? (Отрезок CF)
– Как называются точки С и F? (С и F – концы отрезка CF)
4. Соединим точки С и F другими линиями.
– Сколькими отрезками можно соединить две точки?
Этот вывод вы можете найти в учебнике на с. 16, он выделен красной вертикалью.
III. Работа по учебнику
1. С. 16, рис. 1.1.
– Какая фигура изображена на рисунке? Назовите концы этого отрезка.
2. С. 16, рис. 1.2.
– Внимательно рассмотрите рисунок. На нём изображён отрезок LN. Чем отличается положение точки A от положения точки R?
Говорят: «Точка R лежит на отрезке LN»; «Точка R принадлежит отрезку LN»; «Точка R лежит между точками L и N»; «Точка A не лежит на отрезке LN»; «Точка A не принадлежит отрезку LN».
– Что вы скажете про точку K?
3. С. 16–17 (работа по статье учебника).
– Прочитайте статью учебника на страницах 16–17 и приготовьтесь отвечать на вопросы.
– Сколькими отрезками можно соединить две точки?
– Как сравнивают два отрезка?
– Какие единицы для измерения длин вы знаете?
4. С. 18, № 1.42.
Ответ: а) на 2 отрезка; б) MC, MD, CD, DN, CN.
5. С. 18, № 1.47. (36 см.)
6. С. 18, № 1.44 (устно).
(Лежат: N, D; не лежат: H, P, B, X, R.)
IV. Работа над задачей
С. 20, № 1.75.
– О чём говорится в задаче?
– Что известно в задаче?
– Что значит «ближе на 2528 км»?
– Что значит «дальше на 1143 км»?
– Составим план решения задачи.
1) 2735 - 2528 + 1143 = 1350 (км) – от Солнца до Сатурна.
2) 2735 - 1350 = 1385 (км) – разница.
V. Работа над комбинаторной задачей
С. 20, № 1.74 (работа в паре).
– Из какого раздела математики эта задача?
– Сколько цифр дано?
– Какое важное условие поставлено? (Цифры в числе не должны повторяться)
– Какая из цифр может стоять на первом месте? (Любая)
– Если на первое место мы поставим цифру 2, может ли она занимать второе или третье место в этом же числе? (Нет)
– Прочитайте полученные числа. (246, 264, 426, 462, 624, 642)
– Какое из чисел наибольшее? наименьшее? (246, 642)
VI. Работа в рабочей тетради
С. 8, № 1 (самостоятельно).
VII. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
С. 21, № 1.80, 1.81, 1.88.