У р о к № 3. Отрезок и его длина. Ломаная.
Многоугольник
Основная дидактическая цель урока: сформировать понятие «многоугольник», научить находить стороны и вершины треугольников, многоугольников.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт. Работа по учебнику
C. 20, № 1.71.
Ответ: а) 50, б) 28, в) 30, г) 100.
III. Определение темы урока
Рисунок
1 2 3 4 5
– Что вы видите на рисунке? (Ломаные линии.)
– Среди представленных ломаных найдите лишнюю. (Под номером 4.)
– Почему она лишняя? (Все ломаные незамкнутые, а четвёртая – замкнутая.)
– Из скольких отрезков состоит эта ломаная? (Из четырёх.)
– Чем отличается ломаная под номером 1 от ломаной под номером 4?
– Начертите замкнутую ломаную на отдельном листке.
– Вырежьте фигуру, которая ограничена ломаной.
– Как называется получившаяся фигура?
– Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
На доске:
Вы видите треугольник, четырёхугольник, пятиугольник. Такие фигуры называются «многоугольники».
– Назовите отрезки, входящие в треугольник, четырёхугольник, пятиугольник.
– Эти отрезки называют сторонами, а точки А, В, С – вершинами треугольника, точки M, K, E, D – вершинами четырёхугольника.
– Назовите вершины пятиугольника.
– Заполните таблицу. (Можно при вычерчивании таблицы показать, как чертится отрезок заданной длины.)
| Вершины | Стороны |
ΔАВС | А, В, С | AB, BC, AC |
Четырёхугольник MKED | M, K, E, D | MK, KE, ED, MD |
Пятиугольник OPTQN | O, P, T, Q, N | OP, PT, TQ, QN, ON |
V. Работа по учебнику
1. С. 19, № 1.60 (устно).
(SO, QH.)
2. С. 19, № 1.56.
– Из скольких отрезков будет состоять замкнутая ломаная?
– Как можно назвать эту фигуру?
3. С. 19, № 1.58.
(AB, BC, CD, DK, AK; A, B, C, D, K.)
4. С. 19, № 1.62.
– Вы знаете, что периметр многоугольника равен сумме всех сторон.
– Чему же равен периметр прямоугольника?
– Решим задачу выражением.
((45 + 30) ・ 2 = 150 (м) – длина забора.)
5. С. 19, № 1.64.
– Что нужно найти в задаче?
– Все стороны треугольника известны?
– Составим краткую запись из условия задачи.
Ответ:
1) 17 + 3 = 20 (см) – АВ.
2) 20 + 6 = 26 (см) – ВС.
3) 17 + 20 + 26 = 63 (см) – периметр АВС.
VI. Работа в рабочей тетради
С. 9, № 3, 4.
VII. Рефлексия
(Устно. Сообщения делают учащиеся, которые получили задания на предыдущем уроке.)
1. Длина голубого китёнка, только что появившегося на свет, 7 м, длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастёт китёнок?
2. Пантера делает прыжок длиной 12 м, тигр – 5 м. На сколько метров пантера прыгает дальше тигра?
3. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 м, а корни инжира, который растёт в южных районах России, – в 8 раз глубже. Какова длина корня ин-
жира?
4. Паучок длиной 2 см прядёт нить для паутины. Её длина может достигать 3 м. Во сколько раз длина нити больше длины её создателя?
Домашнее задание
С. 21, № 1.84, 1.85, 1.86; с. 22, проверочная работа № 2 (устно).