СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме"Фразеологизмы " в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Фразеологизмы

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Форма: урок-исследование

Образовательные: формировать представление о фразеологизмах, их синтаксической роли, умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.

Планируемые результаты

1

2

3

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в предложении.

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)


Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.



Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, амо «Рука друга», «Портфель знаний».

Образовательные ресурсы

http//www.uroki.net

http//www.zavuch.info

http// festival.1september.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска , компьютер, мультимедийный проектор, программа

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем , раздаточный материал

Основные понятия

Фразеологизм, лексическое значение, фразеологический словарь


















Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Какую установку мы даём с вами на сегодняшний урок? (Мотивация учебной деятельности).АМО «Рука друга»(СЛАЙД 1)

-Мы умные!

-Мы внимательные!

-Мы старательные!

-Мы учимся и у нас все получится!!!

2.Проблемная ситуация


_-Прочитайте стихотворение про одного ученика: (СЛАЙД 2)

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?


3.Определение темы урока


Учитель. Ребята, какие-то, может быть, незнакомые слова или выражения вы услышали в этом стихотворении? (Дети называют «повесил нос», «краснеет до корней волос» и т.д.Что значит «бить баклуши», почему их непременно нужно бить?( НЕ знаем).

-Определите проблему урока.


-Это фразеологизмы (СЛАЙД 3)


4.Целеполагание. (СЛАЙД 4)


Учитель. Давайте определим цели урока.


  • Что узнаем? Что такое фразеологизм.


  • Чему научимся? Определять значения фразеологизмов, находить их в тексте, грамотно употреблять в речи.


  • Как будем работать? Будем проводить исследования.


  • Что получим в результате? Портфель знаний.


4. Знакомство с понятием

Учитель. Ребята, давайте сначала исследуем слово «Фразеологизм». : А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»?

Фразеология - от греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение.

- Что изучает фразеология? (Слайд5)


Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.


5.Определение решения проблемы

Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в лингвистическую лабораторию исследовать фразеологизмы. Будем проводить исследования . Но нам нужно составить с вами алгоритм действий. Зачем, как вы думаете? (чтобы нам легче было выполнять задания)

Алгоритм (СЛАЙД 6)

  1. Найти устойчивое словосочетание.

  2. Объяснить значение.

  3. Записать вывод в «Портфель знаний»

6.Актуализация знаний

1.Исследование 1.

Приглашем по 1 паре от каждого ряда.

-Попробуем понаблюдать над свободными словосочетаниями и фразеологизмами.


Сравните:

Развесить бельё

Развесить уши

Тянуть кота за лапу

Тянуть кота за хвост

Вешать платье в шкаф

Вешать лапшу на уши

!!!А для всего класса :ВОДИТЬ ЗА РУКУ-водить за нос (обманывать)


ВЫВОД. Слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении (прикрепить вывод на доску в портфель знаний)

В первом столбике выражения имеют переносное, шуточное значение.

(Их можно заменить одним словом: заслушаться; медлить, обманывать.

Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.

2.Исследование 2

-Попробуем составить словосочетания с данными в скобках словами и выясним, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами..


(Голуби, петухи, куры) не клюют.( много)

(Собака, кот, козел) наплакал.(мало)

(Тертый, ржаной, черствый) калач.(о человеке, кот. Трудно обмануть)

ВЫВОД: Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые сочетания слов

Среди этих словосочетаний есть устойчивые (зачитывают, объясняют, что означают) . Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде.

3.Исследование 3

Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.

  1. Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.

  2. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

Вывод. Фразеологизм в предложении подчеркивается одним членом.

Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.


  1. Исследование 4 состоит из 2 частей:

1)Используем слова для справок, сравним их с предложенными фразеологизмами, попробуем найти в них что-то общее

Жить душа в душу -…

Пруд пруди - …

Засучив рукава - …

Слова для справок: с гулькин нос, как кошка с собакой, спустя рукава

2) Укажите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».


Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, высунув язык.


Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.

7.Физминутка

Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу шею.

5.Исследование 5

Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения?

Я проснулся рано. На душе было скверно. Пошёл к Винтику, долго

бездельничал, тянул кота за хвост. Вернулся усталый. Съел еле-еле суп.

Тут неожиданно пришел Пилюлькин. Он злился . Велел запомнить , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.


Вывод:Фразеологизмы делают речь живой и образной.

8.Обобщение и систематизация знаний.

1.Чтение знаний из «Портфеля знаний»

  • Слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении.

  • Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые сочетания слов.

  • Фразеологизм в предложении подчеркивается одним членом.

  • У фразеологизмов есть синонимы и антонимы.

  • Фразеологизмы делают речь живой и образной.

2.Задания по группам. Самостоятельная работа.

  • Отличники- сочинить фразеологизм, презентовать его

  • Хорошисты- угадать фразеологизм по рисунку, составить с ним предложение

  • Троечники- закончить фразеологические словосочетания ( упр.202 с.105)

3. Работа со словарём.

Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю (дети читают толкование в словаре и делают ВЫВОД, где можно узнать, значение фразеологизма)

  1. Тест. Проверка знаний .

1.Найдите неверное утверждение.

А) Существуют фразеологизмы-синонимы.

П)Фразеологизмы - свободные сочетания слов.

Я) Фразеологизмы придают речи живость и образность

2.Найдите фразеологизм с противоположным значением фразеологизму

закадычный друг

Б) мастер на все руки

Р) водой не разольешь

Я) заклятый враг

3.Определите значение фразеологизма за тридевять земель

Ю)Быстро

Т)Далеко

Ф)Высоко

4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм

Г) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

У) Комар сел мне на шею.

Ь) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

М) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

Проверка: ПЯТЬ

5. Оцените свою работу фразеологизмом



  • Работал в поте лица

  • Поломал голову

  • Работал засучив рукава

  • Каша в голове

  • Витал в облаках

  • Ни в зуб ногой

9.Рефлексия

  • Сегодня я узнал(а)….

  • Было интересно…

  • Я выполнял(а)…

  • Я понял(а), что…

  • Теперь я могу…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

  10 Домашнеее задание

  • Выполнить упр. 202 из учебника – общее задание для всех. Задания по группам:

  • 1 группа – составить фразеологическое лото для друга.

  • 2 группа – подготовить рассказ об истории происхождения фразеологизмов бить баклуши, коломенская верста, заварить кашу, сирота казанская.

  • 3 группа – выписать из словаря значение следующих фразеологизмов: Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Ахиллесова пята, блудный сын.



  • Учитель. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.