Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: Фразеологизмы
Тип урока: урок «открытия новых знаний» |
Форма: урок-исследование |
Образовательные: формировать представление о фразеологизмах, их синтаксической роли, умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи. Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову. Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение. Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий. |
Планируемые результаты |
1 | 2 | 3 |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в предложении. | Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД) | Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, амо «Рука друга», «Портфель знаний». |
Образовательные ресурсы | http//www.uroki.net http//www.zavuch.info http// festival.1september.ru/subjects |
Оборудование | Интерактивная доска , компьютер, мультимедийный проектор, программа |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем , раздаточный материал |
Основные понятия | Фразеологизм, лексическое значение, фразеологический словарь |
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Какую установку мы даём с вами на сегодняшний урок? (Мотивация учебной деятельности).АМО «Рука друга»(СЛАЙД 1)
-Мы умные!
-Мы внимательные!
-Мы старательные!
-Мы учимся и у нас все получится!!!
2.Проблемная ситуация
_-Прочитайте стихотворение про одного ученика: (СЛАЙД 2)
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
3.Определение темы урока
Учитель. Ребята, какие-то, может быть, незнакомые слова или выражения вы услышали в этом стихотворении? (Дети называют «повесил нос», «краснеет до корней волос» и т.д.Что значит «бить баклуши», почему их непременно нужно бить?( НЕ знаем).
-Определите проблему урока.
-Это фразеологизмы (СЛАЙД 3)
4.Целеполагание. (СЛАЙД 4)
Учитель. Давайте определим цели урока.
4. Знакомство с понятием
Учитель. Ребята, давайте сначала исследуем слово «Фразеологизм». : А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»?
Фразеология - от греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение.
- Что изучает фразеология? (Слайд5)
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.
5.Определение решения проблемы
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в лингвистическую лабораторию исследовать фразеологизмы. Будем проводить исследования . Но нам нужно составить с вами алгоритм действий. Зачем, как вы думаете? (чтобы нам легче было выполнять задания)
Алгоритм (СЛАЙД 6)
Найти устойчивое словосочетание.
Объяснить значение.
Записать вывод в «Портфель знаний»
6.Актуализация знаний
1.Исследование 1.
Приглашем по 1 паре от каждого ряда.
-Попробуем понаблюдать над свободными словосочетаниями и фразеологизмами.
Сравните:
Развесить бельё | Развесить уши |
Тянуть кота за лапу | Тянуть кота за хвост |
Вешать платье в шкаф | Вешать лапшу на уши |
!!!А для всего класса :ВОДИТЬ ЗА РУКУ-водить за нос (обманывать)
ВЫВОД. Слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении (прикрепить вывод на доску в портфель знаний)
В первом столбике выражения имеют переносное, шуточное значение.
(Их можно заменить одним словом: заслушаться; медлить, обманывать.
Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.
2.Исследование 2
-Попробуем составить словосочетания с данными в скобках словами и выясним, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами..
(Голуби, петухи, куры) не клюют.( много)
(Собака, кот, козел) наплакал.(мало)
(Тертый, ржаной, черствый) калач.(о человеке, кот. Трудно обмануть)
ВЫВОД: Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые сочетания слов
Среди этих словосочетаний есть устойчивые (зачитывают, объясняют, что означают) . Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде.
3.Исследование 3
Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.
Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.
В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
Вывод. Фразеологизм в предложении подчеркивается одним членом.
Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.
Исследование 4 состоит из 2 частей:
1)Используем слова для справок, сравним их с предложенными фразеологизмами, попробуем найти в них что-то общее
Жить душа в душу -…
Пруд пруди - …
Засучив рукава - …
Слова для справок: с гулькин нос, как кошка с собакой, спустя рукава
2) Укажите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, высунув язык.
Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.
7.Физминутка
Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу шею.
5.Исследование 5
Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения?
Я проснулся рано. На душе было скверно. Пошёл к Винтику, долго
бездельничал, тянул кота за хвост. Вернулся усталый. Съел еле-еле суп.
Тут неожиданно пришел Пилюлькин. Он злился . Велел запомнить , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.
Вывод:Фразеологизмы делают речь живой и образной.
8.Обобщение и систематизация знаний.
1.Чтение знаний из «Портфеля знаний»
2.Задания по группам. Самостоятельная работа.
Отличники- сочинить фразеологизм, презентовать его
Хорошисты- угадать фразеологизм по рисунку, составить с ним предложение
Троечники- закончить фразеологические словосочетания ( упр.202 с.105)
3. Работа со словарём.
Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю (дети читают толкование в словаре и делают ВЫВОД, где можно узнать, значение фразеологизма)
Тест. Проверка знаний .
1.Найдите неверное утверждение.
А) Существуют фразеологизмы-синонимы.
П)Фразеологизмы - свободные сочетания слов.
Я) Фразеологизмы придают речи живость и образность
2.Найдите фразеологизм с противоположным значением фразеологизму
закадычный друг
Б) мастер на все руки
Р) водой не разольешь
Я) заклятый враг
3.Определите значение фразеологизма за тридевять земель
Ю)Быстро
Т)Далеко
Ф)Высоко
4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм
Г) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.
У) Комар сел мне на шею.
Ь) Только дай слабину — мигом на шею сядут!
М) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
Проверка: ПЯТЬ
5. Оцените свою работу фразеологизмом
Работал в поте лица
Поломал голову
Работал засучив рукава
Каша в голове
Витал в облаках
Ни в зуб ногой
9.Рефлексия
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
10 Домашнеее задание
Выполнить упр. 202 из учебника – общее задание для всех. Задания по группам:
1 группа – составить фразеологическое лото для друга.
2 группа – подготовить рассказ об истории происхождения фразеологизмов бить баклуши, коломенская верста, заварить кашу, сирота казанская.
3 группа – выписать из словаря значение следующих фразеологизмов: Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Ахиллесова пята, блудный сын.
Учитель. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.