СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

в помощь учителям русского языка и литературы (разработка урока)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: ______________________

ТЕМА № 9: Причастие как особая форма глагола.

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие о причастии

• формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного;

• продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

• Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, частично – поисковый, практический.

Компетенции: К – 3 (коммуникативный), К – 5 (информационный), К – 6 (лингвистический).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- приветствие

- рапорт дежурного

- сообщение темы и запись числа.

2. Повторение (проверка д/з)

- опрос правила прошедших орфограмм

- проверка д/задания (чтение по цепочке).

3. Объяснение новой темы.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

  • Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и Тип (действительное или страдательное);

  • Вид (совершенный или несовершенный);

  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):
Форма (полная или краткая);

  • Число (единственное или множественное);

  • Род (мужской, женский, средний);

  • Падеж.

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы

Действительные причастия(обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет)

Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)

Настоящего времени

-ущ-/-ющ-;

-ащ-/-ящ-

живущий, играющий, дрожащий

-ом-/-ем-;

-им-

обсуждаемый, направляемый, гонимый

Прошедшего времени

-вш-/-ш-

знавший, танцевавший, замерзший

-нн-/-енн-/-т-

увлеченный, описанный, сбитый

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:
 Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру);

 Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).

4. Закрепление

Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

Задание 2. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?

*3адание 3. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастия и согласовав его с существительным в нужном падеже.

Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, просёлочная. Дорогам, заросли, скрипели, травой, чёрным, колёса, по. Сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. За, был, бурьяном, домом, колодец, зарасти. Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.

— Объясните орфограммы, подчеркните в предложениях грамматические основы, выделите основы образованных причастий, разберите по составу выделенные слова.

- Работа по учебнику (выполнение упр.)

5. Подведение итогов

- выставление и комментирование оценок

6. Домащнее задание

- выучить правило, закончить упр.





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: ___________________________

ТЕМА № 10: Склонение причастий.

ЦЕЛИ УРОКА:

• ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий;

• научить определять гласные в окончаниях причастий;

• повторить признаки прилагательных у причастий;

• продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков;

• уметь составлять предложения с причастиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, частично – поисковый, практический.

Компетенции: К – 3 (коммуникативный), К – 5 (информационный), К – 6 (лингвистический).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- приветствие

- рапорт дежурного

- сообщение темы и запись числа.

2. Повторение (проверка д/з)

- опрос правила прошедших орфограмм

- проверка д/задания (чтение по цепочке).

3. Объяснение новой темы.

— Знакомство с материалом на стр_______.учебника.

— Как склоняются причастия?

— Просклоняйте данные слова во множественном числе, как они склоняются?

— Чтение правила на стр. _______________

— Какой вывод мы можем сделать?

Запись в тетради с объяснением учителя.


4. Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.

Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.

2. Работа со словарными словами

Гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна.

— Придумайте с этими словами предложения. Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с существительными; подберите причастия к существительным: калитка, колонна, гирлянда. Запишите составленные словосочетания в тетрадь. Определите у причастий признаки прилагательных. Просклоняйте два словосочетания. Что вы заметили?

Задание 3. Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море;

вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём; отдёрнуть (занесённый) руку.

Задание 4. Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; в зеленеющ.. лесу; мчащ..ся река; у потухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; за летящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлевш.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.

- Повторение материала предыдущих уроков

Задание 5. Подберите прилагательные и причастия к данным существительным: рыба, собака, яблоко. Определите их общие признаки.

Задание 6. Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки причастий и глаголов: увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.

5. Подведение итогов

- выставление и комментирование оценок

6. Домащнее задание

- выучить правило, закончить упр.




























ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: ________________________

ТЕМА № 11: Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по картине.

ЦЕЛИ УРОКА:

• подготовить ребят к написанию сочинения;

• активизировать словарный запас учащихся;

• повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности;

• провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, частично – поисковый, практический.

Компетенции: К – 3 (коммуникативный), К – 5 (информационный), К – 6 (лингвистический).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- приветствие

- рапорт дежурного

- сообщение темы и запись числа.

2. Повторение (проверка д/з)

- опрос правила прошедших орфограмм

Повторение пройденного (вопросы к классу)

— Что такое причастие?

— Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?

- проверка д/задания (чтение по цепочке).

3. Объяснение новой темы.

— Что называется словесным портретом?

— Запишите основные виды словесного описания внешности человека.

Вопрос: Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)

Вопрос: Как вы понимаете “личные наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)

Вопрос: А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) про: далее запись в тетрадь.)

  • лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;

  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики

Подвожу учащихся к этим выводам.

Вопрос: Как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

Вопрос: Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно). А характер? (В какой-то степени ДА).

Вопрос: Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)

Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть:

  • деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые приметы..)  Например: Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой щеке ближе к шее – родимое пятно...;

  • научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы);

  • художественное (описание литературного героя).

  • ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

  • НОС – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.

  • ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

  • ПОХОДКА – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.

  • ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

4. Закрепление.

Задание 1. Определите, кому принадлежат следующие словесные портреты:

1. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать.

(В. Г. Короленко «Дети подземелья».Портрет Маруси)

2. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», как и Настя. Был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как и у сестры, глядел вверх.

(М. Пришвин «Кладовал солнца».Портрет Митраши)

— Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои текстыболее образными?

(В первом тексте автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не по годам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обращает внимание на бледность и хрупкость героини.

Во втором тексте снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают незаурядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь гипербола и эпитеты.

В третьем отрывке автор использует множество определений, характеризующих своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», показывая этим его жизненный ум и сметливость, развитые не по годам, и в то же время — очень юный возраст.)

Запись в тетради

  1. В текстах-описаниях передаются одновременные признаки.

2. В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения; говорящие детали; эпитеты и гиперболы.

Задание 3. Упр. Прочитайте текст. Что примечательного показалось вам во внешности юноши? Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. Какой способ связи использует автор для связи 1-го, 2-го и 3-го предложений? Объясните слово дёгтем.

*Задание 6. Подберите эпитеты словам: глаза, волосы, губы, взгляд, друг, головушка. Какие из них можно использовать в текстах-описаниях?

Ответы: ясные, шёлковые, алые, острый, верный, буйная.

*Задание 7. Подберите сравнения, закончив словосочетания.

Красивый как ...; лохматый как ...; худой как ...; толстый как ...; могучий как ...; чистый как ...; весёлый как ...; длинный как ...; ясный как ...; блестящий как ...; рыхлый как ...; стройный как… .

— Для чего в текстах-описаниях используются сравнения?

5. Подведение итогов

- Выводы по уроку

— Какие средства художественной выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы найти более точное описание внешности своего героя?

— Можем ли мы строить тексты разного типового значения (описание, повествование и рассуждение), когда даём описание внешности человека?

- выставление и комментирование оценок

6. Задание на дом.

- Описать внешность близкого человека