Организационный момент. Психологический настрой на урок Приветствие “Здравствуйте!” Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки) Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу) Где ты был? (берутся за ухо) Я скучал! (Показав на себя, перекрещивают руки на груди) Ты пришел? (раскрывают руки в стороны) Хорошо! (обнимаются и поглаживают друг друга по спине) Д Деление на группы. Стратегия «Входной билет»
II. Актуализация знаний Прием «Бегущий диктант» (выход на тему) Гостеприимством славятся казахи, Так было испокон веков, Обычай у народа есть таков: Найдет здесь гость и пищу,и надежный кров! Пусть даже юрта не богата, Ведь гость для каждого казаха-этосвято! -Выделите ключевое слово. Ключевые слова урока:гостеприимство,дастархан, ФО Взаимооценивание групп: «Прием большого пальца». (все требования выполнены полностью - большой палец вверх, требования выполнены, но есть небольшие недочеты- большой палец в сторону.) -Атеперь давайте подумаем о каких обычаях и традициях мы будем говорить сегодня на уроке? -Попробуем это определить по ключевым словам данного стихотворения. Ключевые слова урока:гостеприимство,дастархан, обычай, казахи,гость. 3Сообщение темы и цели урока. Учащиеся отвечают, что будут говорить об обычаях казахского народа. Ф.О.(устный комментарий учителя) -Запишите тему урока: «Обычаи и традиции казахского народа», прочитайте цель урока. -Понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную информацию. -Использовать разные виды чтения, в том числе и поисковое. Обратная связь. Заполнение таблицы «До - после» № | Оценочный лист Ф.И. ____________________ | На начало урока я | На конец урока я | | могу | затрудняюсь | могу | затрудняюсь | 1 | Понимать основное содержание текста | | | | | 2 | Извлекать главную и второстепенную информацию | | | | | 3 | Извлекать известную и неизвестную информацию | | | | | 4 | Использовать поисковое чтение | | | | | Прочитайте эпиграф на стр.74 Эпиграф: «Должны у человека обязательно быть, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история. М.Шаханов. Какие казахские национальные традиции и обычаи вы знаете? Для определения известной и неизвестной информации, учащиеся заполняют таблицу «ЗХУ» (Знаю – Хочу знать – Узнал»). 1 этап И сейчас мы вам поведаем легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы". Звучит легенда: Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары. Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство... Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом: - Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть? Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля. Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы". Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности. Работа в парах при помощи приема «Слушающий-говорящий» ФО Взаимооценивание с опорой на дескрипторы Критерии оценивания | Дескрипторы | Определяют основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию | По вопросам понимают основное содержание текста. | Распределяют главную и второстепенную, известную и неизвестную информации, отвечая на вопросы. | ФО Устный комментарий ответов учеников Прием «Верно-неверно» 1.Было у премудрого старца три сына. 2.Разделил свой скот на три части 3 Четвертую часть скота оставил гостю 4 Конакасымирный отдых и щедрое хлебосольство |