Раздел долгосрочного плана: 7.1В Начальные геометрические сведения | Школа: Мурагер |
Дата: | Имя учителя: Дильманова Г.Г. |
Класс: 7 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока: Методы доказательства теорем: прямой метод и метод «от противного» |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 7.3.1.4 знать методы доказательства теорем: прямой метод и метод «от противного» |
Цели урока | Знать и применять прямой метод доказательства теорем. |
Критерии оценивания | Учащиеся |
Языковые цели | Учащиеся оперируют понятиями и терминами раздела, воспроизводят формулировки аксиом, комментируют решения задач. Предметная лексика Аксиома, теорема, точка, прямая, отрезок, угол Серия полезных фраз для диалога/письма Докажем прямым методом, что... |
Привитие ценностей | Развитие ответственности за выполнение своей части работы. Уважение мнения других учащихся. |
Межпредметные связи | Связь с литературой: умение обосновывать (доказывать) свою точку зрения, опираясь на известные факты, жизненный опыт |
Навыки использования ИКТ | |
Первоначальные знания | Аксиомы планиметрии |
Тип урока | Комбинированный |
Запланиро-ванные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
1 мин | Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. | |
3 мин | Актуальность изучаемой темы. Учитель сообщает учащимся о том, что участвуя в дебатах, отвечая на спорные вопросы или при написании эссе, вам часто приходится обосновывать (доказывать) свою точку зрения. При этом важно привести правильные доводы, чтобы убедить собеседника в своей правоте. Для этого вы приводите в качестве доказательства высказывания известных людей, научные факты, или опираетесь на жизненный опыт. Так же и в геометрии сформулированные теоремы необходимо доказывать, опираясь на аксиомы или ранее доказанные теоремы. | |
5 мин | Изучение нового материала. (Беседа, развитие языковых навыков) Учащиеся отвечают на вопросы: - Что такое теорема? Теорема – утверждение, устанавливающее некоторое свойство и требующее доказательства. - Что такое доказательство теоремы? Доказательство – рассуждение, устанавливающее какое-либо свойство. Существует несколько стандартных типов доказательств. Сегодня мы рассмотрим один из них – прямой метод. Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т. е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Схема этого доказательства такова: из данных аргументов (а, b, с...) необходимо следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в полемике, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем и т. д. | http://studopedia.org/1-108812.html |
5 мин | Изучение нового материала. (Работа в парах, развитие языковых навыков) Работая в парах, попытайтесь обосновать следующее утверждение: Пример 1. Доказать утверждение «Кит дышит легкими». Один из вариантов прямого доказательства этого утверждения: «Все млекопитающие дышат легкими. Кит – млекопитающее. Из этого следует, что и кит дышит легкими». Работая в парах, попытайтесь обосновать утверждение: Пример 2. Доказать утверждение «Была жуткая ночь» (из произведения А. Конан Дойл) Используйте любые аргументы, которые приходят вам в голову, которые могут доказать данное утверждение. Отрывок из произведения А. Конан Дойла, являющийся «прямым доказательством» этого утверждения: «Была жуткая ночь: выл ветер, дождь барабанил в окна. И вдруг среди грохота бури раздался вопль ужаса». Задание 3. Работая в парах придумайте утверждение, можно шуточное, которое необходимо доказать с помощью прямого метода. | http://studopedia.org/4-2059.html |
8 мин | Закрепление изученного материала. (Весь класс) Теперь решим задачу на доказательство, с помощью прямого метода. Задача. Три точки A, B, C лежат на одной прямой. Известно, что AB=5,3 м, AC=9,7 м, BC=4,4 м. Докажите, что точка B лежит между точками A и C. Дано: A,B,C a a, b AB=5,3 м, AC=9,7 м, BC=4,4 м Доказать: B лежит между точками A и C. Доказательство: По свойству измерения отрезков АВ + ВС = АС, Т.к. АВ + ВС=5,3 м+4,4 м=9,7 м и АС=9,7 м, то равенство верно. Следовательно, B лежит между точками A и C. | |
10 мин | Закрепление изученного материала. (Работа в группах) Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Ребятам необходимо решить предложенную задачу на доказательство, применяя прямой метод. Сделать чертеж, кратко записать условие и доказательство на плакате. Задания группам. (Группа B должна состоять из более сильных учащихся) Группа А. Докажите, что луч c проходит между сторонами угла , если , в два раза больше угла , . Группа B. Даны прямая и три точки A, B, C, не лежащие на этой прямой. Известно, что отрезок AB пересекает прямую, а отрезок AC не пересекает ее. Докажите, что отрезок BC пересекает эту прямую. Учитель контролирует работу групп, оказывает им поддержку, направляет (в случае необходимости), а также неформально оценивает учащихся, делая пометки в журнале. | |
10 мин | Закрепление изученного материала. (Работа в новых группах. Демонстрация постеров. Развитие языковых навыков учащихся) Плакаты с доказательствами помещаются на доску или стену. Формируется две новые группы. В каждой группе по два человека группы А и по два человека группы B. Двое учеников из группы А объясняют пришедшим ребятам из группы B свое решение, аналогично, двое ребят из группы B объясняют пришедшим ребятам из группы A свое решение. Затем группы обмениваются постерами. Теперь пришедшие дети из группы В группе А объясняют свое решение. Таким образом, все учащиеся должны принять участие в объяснении своего решения. | |
3 мин | Рефлексия «Заполни пропуски» Благодаря сегодняшнему уроку, я … Сегодняшний урок помог мне … Сегодня на уроке мне запомнилось … Домашнее задание: Задача. Три точки P, Q, R лежат на одной прямой. Известно, что PR=2,1 cм, QR в три раза больше отрезка PR, PQ=8,4 см. Докажите, что точка R лежит между точками P и Q. | |