СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 8 класса

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Германия: на пути к единству.

Цель: охарактеризовать процесс объединения Германии.

Задачи: показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху»; рассмотреть особенности политики Бисмарка; продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания; воспитывать интерес у учащихся к истории других стран и народов.

Основные понятия и термины: канцлер, Северогерманский союз, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, мел, доска.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (работа по карточкам, работа у доски, фронтальный опрос, индивидуальные задания).

3. Постановка проблемного вопроса: Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бисмарк?

4. Изучение новой темы.

План.

1. Германский союз. Экономическое развитие Германии.

2. Берлин, март 1848 г.

3. Франкфуртский парламент.

4. Образование Северогерманского союза.


Беседа с классом.

- Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? (вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)

- Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)


Рассказ учителя. Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.


- Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)

!!! Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.


Рассказ учителя. Вопрос объединения страны - главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.


Работа в группах. Прочитайте выдержки из документов на стр. 147 учебника.

Задание. Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?


I группа: «Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии»

Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)»

Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?


Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.

Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.


Беседа с классом. Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

- Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны).

Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».

Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.


Работа с учебником (комментированное чтение). Вопросы к тексту:

-Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

-Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)

-Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?

-К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?

Вывод: Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.


Начало объединения Германии.

Рассказ учителя. Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.

- Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.

Записать: 1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.

Записать: Канцлер – глава правительства.

Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре

1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера. …


Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитайте текст на стр. 145-146 и ответьте на вопрос: - Согласны ли вы, с точкой зрения, что создание Северогерманского союза начинает новую историю Германии?


5. Закрепление изученного.

- Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бисмарк?


6. Задание на дом.

Пар. 16.