СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 2 "Действие умножения. Свойства умножения" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка второго урока по теме "Действие умножения. Свойства умножения".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 2 "Действие умножения. Свойства умножения" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 2. Действие умножения.

Свойства умножения


Основная дидактическая цель урока: совершенствовать навык выполнения действия умножения, учить рациональным приёмам вычислений, продолжить работу над текстовыми задачами.


Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Устный счёт

1. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

1) В одном доме 160 квартир, во втором в 3 раза больше. Сколько квартир во втором доме? (480.)

2) Мите 6 лет, он в 2 раза младше своего брата. Сколько лет брату? (12.)

3) Туристы прошли 25 км, что на 5 км меньше, чем они проплыли на лодке. Сколько километров туристы проплыли на лодке? (30 км.)

4) Отрезок разделён на 17 отрезков, каждый по 7 см. Чему равен весь отрезок? (119 см.)

5) В магазин привезли 14 коробок с конфетами по 6 кг в каждой коробке. Сколько конфет привезли в магазин? (84 кг.)

6) В библиотеку доставили 23 пачки учебников по 10 учебников в каждой пачке. Сколько учебников привезли в библиотеку? (230.)

2. С. 82, № 3.23 (устно).

III. Работа по теме урока

1. С. 82, № 3.17.

– Посмотрите внимательно на выражения.

– Можно ли найти значения этих выражений, не прибегая к письменным вычислениям?

Сегодня на уроке мы будем учиться применять рациональные приёмы вычислений.

2. С. 79, рисунок 3.1.

– Посмотрите, сколько квадратов изображено на рисунке?

– Как же быстро их сосчитать? (По строчкам и столбцам.)

Мы видим, что произведение 4 ・ 3 и 3 ・ 4 равны одному и тому же числу 12, тогда 4 ・ 3 = 3 ・ 4.

Значит, мы можем сформулировать переместительное свойство умножения так: «Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей».

Запишем это свойство в общем виде:

a b = b a.

3. С. 80, рисунок 3.2 (а).

Теперь ещё больше квадратов на рисунке. Давайте посчитаем, сколько их всего на этом рисунке. Умножим произведение 4 ・ 3 на 2 и получим 24.

Этот же ответ можно получить и другим способом, используя сочетательное свойство умножения.

– Кто запишет это свойство на доске в буквенном виде?

a (b c) = (a b) c.

Обратим внимание на формулировку: «Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель».

5 ・ 1 = 5; 3 ・ 0 = 0.

– Какие ещё два свойства необходимо сформулировать и дописать в общем виде?

а ・ 1 = а; а ・ 0 = 0.

Сумма n слагаемых, каждое из которых равно 1, равна n.

Сумма n слагаемых, каждое из которых равно 0, равна 0.

Поэтому верны следующие равенства:

1 ・ n = n; 0 ・ n = 0.

3. С. 82, № 3.18.

Ответ:

50 ・ (2 ・ 898) = (50 ・ 2) ・ 898 = 100 ・ 898 = 89 800

(207 ・ 2) ・ 25 = 207 ・ 50 = 10 350

4 ・ (125 ・ 90) = (4 ・ 125) ・ 90 = 500 ・ 90 = 45 000

(607 ・ 8) ・ 125 = 607 ・ (8 ・ 125) = 607 ・ 1000 = 607 000

4. С. 82, № 3.24 (а, б, в).

Ответ:

(421 - 287) ・ 8 = 134 ・ 8 = 1072

27 ・ 75 - 34 ・ 43 = 2025 - 1462 = 563

118 ・ 24 + 128 ・ 25 = 2832 + 3200 = 6032

IV. Работа над задачей

1. С. 82, № 3.19.

– Сколько упаковок мела закупили для школы?

– Сколько пачек в каждой упаковке?

– Сколько кусков мела в каждой пачке?

– Что требуется узнать в задаче?

– Что мы можем узнать в первом действии?

(Учащиеся могут предложить два разных варианта. В зависимости от предложенного варианта следует строить дальнейшие рассуждения.)

1‑й способ

1) 30 ・ 12 = 360 (п.) – всего пачек.

2) 360 ・ 25 = 9000 (кус.) – закупили для школы.

2‑й способ

1) 30 ・ 25 = 750 (кус.) – в одной упаковке.

2) 12 ・ 750 = 9000 (кус.) – закупили для школы.

2. С. 81, № 3.10 (работа в паре).

– Что значит «на 6 больше»?

– Можем ли мы узнать, сколько лет Володе?

– Что значит «в 5 раз моложе»?

– Что можно сказать про возраст мамы в сравнении с возрастом Володи?

– Как понять выражение «в 5 раз старше»?

– Составьте план решения задачи.

– Решите задачу.

1) 13 - 6 = 7 (л.) – Володе.

2) 7 ・ 5 = 35 (л.) – маме.

V. Тест

1. С помощью равенства a ・ (b c) = (a b) ・ c записывается:

1) переместительное свойство умножения

2) сочетательное свойство умножения

3) другое свойство умножения

2. Равенство 0 ・ 34 = 0 в общем виде записывается:

1) 0 а = 0 2) 0 ・ а = b 3) а ・ 34 = 34

3. Произведение 4 ・ 222 ・ 5 равно:

1) 8885 2) 4445 3) 4440

VI. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какой этап урока вам понравился больше всего?

Домашнее задание

С. 84, № 3.59; с. 85, № 3.60, 3.65.