СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 2 класс "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка разработан для 2 класса при изучении темы «Имя существительное» по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Часть 2. (УМК Перспектива). Урок из раздела: «Части речи» Тип урока – открытие новых знаний. Цель урока-познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи; показать различие между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. На разных этапах урока важно развить активность, самостоятельность, создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются благодаря использованию в уроке современных педагогических технологий: сотрудничества, здоровьесберегающей, проблемной, информационно-коммуникационной. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 2 класс "Имя существительное"»


Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: Имя существительное.

УМК Перспектива

2 класс


Целевой блок

Тема

Имя существительное

Цель


Познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи; показать различие между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: формировать представление об имени существительном как части речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.; формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);

Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;

Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

- учебник для 2-го класса «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Часть 2. Стр. 76 - 77

- рабочая тетрадь Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Часть 2

- презентация к уроку

- тетрадь

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Имя существительное, одушевлённое, неодушевлённое

Организация пространства

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

I.Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок. (Слайд 1)- 2 мин


II.Орф.минутка (Слайд 2)-3мин

Наступила весна. Ярко светит солнышко. Оно улыбается, даёт нам свет и тепло. Передадим и мы частичку тепла друг другу. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока.

- Откройте тетради (Посадка, положение тетради, наклон.)

- Запишите дату- 22 марта

- Настройтесь …. (Пишу чисто, красиво, аккуратно и грамотно)


- Прочитайте слово, вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму.

Д.рев.я, м.л.дая, тра.ка, скв.рцы, прил.тели, прекрас.ная, заз.л.нела, гр.чи.

- Составьте с данными словами предложение.

Демонстрируют готовность к уроку.









II. Создание проблемной ситуации. 3 мин




III.Формулирование темы урока и постановка учебной задачи. 5 мин










IV. Открытие нового знания. 7 мин

















V. Физминутка. 2 мин













VI. Первичное закрепление. Работа в группах. 10 мин
































VII. Закрепление. Самостоятельная работа. 3 мин





VIII. Проверка пройденного материала. Тест.5 мин

(Скоро на полях зазеленеет молодая травка. Из тёплых краёв прилетели скворцы и грачи.)

- Запишем его комментировано. (ПОСАДКА)

- Запишите слово МОЛОДАЯ, запишем это слово в транскрипции, дадим характеристику звукам, определим количество слогов, букв и звуков.

- Почему звуков больше чем букв?


- Выпишите слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО? (ПОСАДКА)

Проверка (Слайд 3)

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- А знаем ли мы, как называется эта часть речи?


- Какая проблема возникла?

- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

(Узнать, как называется эта часть речи и научиться определять её среди других частей речи) (Слайд 4)

- Оказывается в русском языке существуют слова, которыми можно назвать каждую часть речи. Группы слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать и т.д.- называют что-то существующее.

- Как бы вы назвали эту часть речи?

- Сформулируйте тему урока. (Имя существительное) (Слайд 5)

- Итак, какие задачи поставим перед собой?

1. Распознавать имена существительные по значению и вопросу

2. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные (Слайд 6)


Упр. 99 стр. 76. Прочитайте задание

- Обсудите в парах и найдите ответы на вопросы

- Теперь запишите слова, которые служат ответами на вопросы. Ответ на каждый вопрос пишите с большой буквы с новой строки. (Посадка)

- Какая пара может ответить на вопросы?

- Какая пара не согласна?

- Кто поехал на дачу? (Папа, Алёша)

- Что росло в саду? (Яблони, груши)

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечают?

- Что называется именем существительным? Сделайте вывод.

- Прочитаем вывод по учебнику.

- Совпал ли наш вывод с выводом учебника?

(Слайд 7)

Для того, чтобы определить часть речи, во-первых необходимо что узнать? (Что обозначает?)

Во-вторых, мы задаём вопрос к данному слову и называем часть речи

- Что мы составили? (Алгоритм определения части речи)


Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт-торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я

И мы не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.


Повторение правил работы в группах.

Работать в группах очень просто

Умей пять правил соблюдать.

Во-первых: не перебивать,

Когда рассказывает друг.

Быть тишина должна вокруг.

Второе: громко не кричи,

А аргументы приводи.

Третье правило: реши,

Что очень важно расскажи.

В-четвёртых, мало устно знать,

Необходимо, записать.

И в-пятых, подведи итог, подумай,

Что ты сделать смог.

- Работа в парах.

- Распределение ролей ( секретарь, докладчик)

- Из данных слов, выберите только существительные. Дайте общее название данной группе слов.

1 группа: Учитель, писать, красивый, солдат, девочка, умный, ученик. (Люди)

2 группа: Берёза, холодный, подснежник, растёт, помидор, зелёный, сосна (Растения)

3 группа: Лисица, рыжая, медведь, спит, морж, тигр, хищный. (Звери)

4 группа: Мороз, тёплая, оттепель, дождь, дует, ветер. (Явления природы)

5 группа: Красивое, полотенце, платье, пробегает, сапоги, сидит, варежки. (Вещи)

6 группа: Радость, радостный, веселье, грусть, счастливый, вспоминать, счастье. (Чувства)

- Как можно их назвать одним словом?
– Чем сходны между собой эти слова?

– Назовите одушевлённые имена существительные, неодушевлённые имена существительные.

  –  Как вы думаете, все группы слов мы записали?

  –  Какие ещё группы слов существуют, приведите примеры.

 –  Какой вывод можем сделать?

(Имена существительные можно объединить в тематические группы)

(рабочая тетрадь с.29 упр.1)

-Напиши пять слов- названий предметов, которые ты видишь вокруг себя в классе.

- С новой строки напиши пять слов- названий предметов, которые ты видишь за окном.

- Вызвало ли задание затруднения?

Аналогичное задание выполните дома упр. 101.

ТЕСТ

1. Выбери правильный ответ

Имена существительные обозначают действие предмета

Имена существительные обозначают предмет

Имена существительные обозначают признак предмета

2. Выбери вопросы, на которые отвечают имена

существительные.

Что делают?

Какое?

Кто?

Какая?

Что?

Что делает?

Какой?

3. Найди и зачеркни лишнее слово

Дождь, дятел, Москва, весна, лететь, ребёнок

4. Выбери одушевлённые имена существительные

мальчик

метель

роса

ученица

лисица

врач

- Теперь посмотрим, насколько вы усвоили пройденный материал.

Возьмите листочки с тестами. Вспомните правила правильной посадки.

Запишите свою фамилию.

Прочитай вопрос, выбери и отметь правильный вариант ответа.

(Проверка нескольких работ - оценивание)

Взаимопроверка по эталону. (Слайды 8-11)

- Остальные работы проверю и оценю после урока.

Проговаривают пропущенные буквы, выполняют фонетический разбор.







Находят выход из проблемной ситуации.





Называют тему и задачи урока.







Работа в парах.

















Разминка













Работа в группах































Записывают слова







Выполняют и оценивают тест по теме. Взаимопроверка.

















Диагностика результатов урока (итог урока) X. Итог урока







Рефлексия.2 мин.

Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили?

(Узнать, как называется часть речи и научиться определять её среди других частей речи)

Вернёмся к записанным словам.

Деревья, трава, скворцы, грачи.

- К какой части речи относятся слова, которые мы выписали вначале урока?

- Что называется именем существительным?

- Какие бывают имена существительные?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- Кого бы вы сегодня похвали за работу на уроке?


- Возьмите конвертики, я приготовила для вас листочек, цветочек и яблочко.

- Если вы считаете, что поработали хорошо, усвоили материал урока, то возьмите плод - красное спелое яблочко – это значит, вы работали плодотворно;

- Если вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой и у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий, возьмите цветочек .

- Если для вас задания были сложными и тема урока показалась трудной, то возьмите листочек.

(По рядам обучающиеся выходят к доске и выставляют на дерево выбранную картинку)

- Посмотрите на дерево, …(у нас ещё присутствуют листочки, значит на следующих уроках мы продолжим работу по этой теме; на нашем дереве мы видим только плоды и цветы – это значит материал урока усвоили)

Спасибо за урок.

Подводят итоги по теме урока.











Оценивают свои знания.

Домашнее задание

.Стр.76 правило наизусть, упр.101




Учитель начальных классов: Нехаенко Екатерина Александровна



9