СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение правописания Н и НН в суффиксах причастий о иотглагольных пилагательных

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Разработка урока в 6 классе по теме:

«Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Задачи:

  1. Образовательная

  • Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

  • выработать  практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

  1. Развивающая

  • способствовать развитию мышления, речи, памяти, быстроты реакции и внимания.

  1. Воспитательная

  • формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.

- Вы, наверное, удивлены тем, что мы начинаем урок не с определения темы урока? Нет-нет, я про нее не забыла. Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.

  1. Введение в тему

- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»  (слайд 2)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит,

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат как ковёр.

- Разбейте этот текст на две смысловые части. Какие это две части? А теперь запишите в тетрадь ту, в которой есть два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных  частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту лингвистическую единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о как словах и языковом явлении я говорю?

- Какой отрывок вы запишите? Почему? Назовите причастия. На каком основании вы их выделили?

- А теперь вспомните определение причастия.

- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?

- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?

  1. Синтаксическая пятиминутка

Слайд № 3

- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?

- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие  четыре задания. (приложение 14)

  1. В предложении

«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и  мхах тропинку»

 найдите причастный оборот с определяемым словом и  запишите его, поставив определяемое  слово перед  причастным оборотом.

- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается.

  1. Найдите в предложении глагол в инфинитиве

«Ему хотелось вести себя настойчивее»

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч., 3-го лица;

  1. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».

  1. Из первой части сложного  предложения

«Далеко за деревней находилось болото,  которое обходили стороной даже  местные  старожилы»

Возьмите подлежащее  и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.

Какое предложение у вас получилось?

ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ  БОЛОТО. 

  • Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)

  • Разберите это слово по составу.

  • Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?

  • Скажите, а в прилагательных гусиный, осенний, кожаный, таинственна  есть такая орфограмма? Объясните правописание суффиксов в этих  словах. Можно ли, используя эти правила, объяснить правописание НН в суффиксе причастия ПРОТОПТАННАЯ?

  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?

  • Ребята, а почему Смайлик на слайде задумался7 Может быть, я где-то допустила ошибку?

  • Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

(Запись темы урока)

  1. Повторение изученного

- Эту тему вы изучали на прошлых уроках. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

(рассказ ученика с использованием уже частично существующего алгоритма)

- Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли.

-Чей вопрос вам понравился больше всего? Почему?

  1. Составление алгоритма (приложение 15)

А сейчас мне бы хотелось, чтобы мы с вами выполнили очень важную и нужную работу: продолжили составление алгоритма по теме «Н и НН в суффиксах разных частей речи». В прошлом году мы начали составлять этот алгоритм по правилу «н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Сегодня дополняем, используя тему «н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Этот алгоритм поможет нам при подготовке к ГИА.

  1. Определи, образовано ли это слово от глагола

    нет                                                                                                     да

используй правила правописания суффиксов  прилагательного                                      

  1.   Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)

Нет                                                                                                        есть

                                                                                                                       Вывод: пиши нн    

                                                                                    (испуганный воробей).      

  1. Установи, от глагола какого вида образовано слово

Несовершенного вида                                                                 совершенного вида

                                                                                                             Вывод: пиши нн              

                                                                                       (брошенные игрушки).

  1. Проверь, оканчивается ли слово на –ованный,

            - ёванный (кроме кованный, жёванный)

Нет                                                                           Да

                                            Вывод: пиши нн

                                                                          (асфальтированная дорога).

  1. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово (зависимые слова)

Нет                                                                               Да         

Вывод: пиши н (жареный картофель)                       Вывод: пиши нн

                                                                              (жаренный в масле картофель).                         

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

- А сейчас давайте отработаем навыки определения правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Соединив части словосочетаний, запишите их в уже имеющиеся два столбика в зависимости от количества н в суффиксах.

1. соленные

2. письмо

3. люди унылы

4. соленые

5. безветренный

6. лакированный

7. написанное

8. свежемороженая

9. поступить

10. ягоды подавлены

1. огурцы

2. день

3. обдуманно

4. письмо

5. в бочке огурцы

6. рыба

7. в корзине

8. написано

9. туфли

10. подавленны

Ответ: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7 

Потом проводится самостоятельная работа на 5-7 минут по вариантам на закрепление материала.

I вариант:

II вариант:

Серебря..ый голосок

Ветре..ый день

Ути..ая стая

Безветре..ая погода

Деревя..ая скамейка

Карман..ый фонарик

Стекля..ая веранда

Искусстве..ый цветок



Оловя..ый жучок

Украше..ый сапожок

Ране..ый перевозчик

Связа..ые носки

Вяза..ые перчатки

Жаре..ые в масле грибы

  1. Выставление отметок

  2. Домашнее задание (приложение 16)

- Задание на дом будет дифференцированным. Я предлагаю вам два вида заданий:

1. вы должны будете записать словосочетания, вставив Н и НН в суффиксах.

  • купле…ые книги

  • груже…ый вагон

  • дисциплинирова…ая девочка

  • его речь была взволнова…а

  • люди взволнова…ы сообщением

  • краше…ый краской пол

  • ветре…ый день

  • вскрикнуть испуга…о

  • планы не обдума…ы

  • замече…ые ошибки

  1. творческое задание: создание «Сказки о том, как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных». Это будет не простая сказка, а лингвистическая.

  1. Подведение итогов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!