Разработка урока в 6 классе по теме:
«Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Задачи:
Образовательная
Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
выработать практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
Развивающая
Воспитательная
формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.
- Вы, наверное, удивлены тем, что мы начинаем урок не с определения темы урока? Нет-нет, я про нее не забыла. Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.
Введение в тему
- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» (слайд 2)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит,
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат как ковёр.
- Разбейте этот текст на две смысловые части. Какие это две части? А теперь запишите в тетрадь ту, в которой есть два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту лингвистическую единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о как словах и языковом явлении я говорю?
- Какой отрывок вы запишите? Почему? Назовите причастия. На каком основании вы их выделили?
- А теперь вспомните определение причастия.
- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?
- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?
Синтаксическая пятиминутка
Слайд № 3
- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?
- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие четыре задания. (приложение 14)
В предложении
«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку»
найдите причастный оборот с определяемым словом и запишите его, поставив определяемое слово перед причастным оборотом.
- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается.
Найдите в предложении глагол в инфинитиве
«Ему хотелось вести себя настойчивее»
поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч., 3-го лица;
Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения
«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».
Из первой части сложного предложения
«Далеко за деревней находилось болото, которое обходили стороной даже местные старожилы»
Возьмите подлежащее и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.
Какое предложение у вас получилось?
ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ БОЛОТО.
Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)
Разберите это слово по составу.
Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?
Скажите, а в прилагательных гусиный, осенний, кожаный, таинственна есть такая орфограмма? Объясните правописание суффиксов в этих словах. Можно ли, используя эти правила, объяснить правописание НН в суффиксе причастия ПРОТОПТАННАЯ?
Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?
Ребята, а почему Смайлик на слайде задумался7 Может быть, я где-то допустила ошибку?
Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?
(Запись темы урока)
Повторение изученного
- Эту тему вы изучали на прошлых уроках. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
(рассказ ученика с использованием уже частично существующего алгоритма)
- Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли.
-Чей вопрос вам понравился больше всего? Почему?
Составление алгоритма (приложение 15)
А сейчас мне бы хотелось, чтобы мы с вами выполнили очень важную и нужную работу: продолжили составление алгоритма по теме «Н и НН в суффиксах разных частей речи». В прошлом году мы начали составлять этот алгоритм по правилу «н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Сегодня дополняем, используя тему «н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Этот алгоритм поможет нам при подготовке к ГИА.
Определи, образовано ли это слово от глагола
нет да
используй правила правописания суффиксов прилагательного
Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)
Нет есть
Вывод: пиши нн
(испуганный воробей).
Установи, от глагола какого вида образовано слово
Несовершенного вида совершенного вида
Вывод: пиши нн
(брошенные игрушки).
Проверь, оканчивается ли слово на –ованный,
- ёванный (кроме кованный, жёванный)
Нет Да
Вывод: пиши нн
(асфальтированная дорога).
Определи, есть ли у данного слова зависимое слово (зависимые слова)
Нет Да
Вывод: пиши н (жареный картофель) Вывод: пиши нн
(жаренный в масле картофель).
- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Задание на развитие быстроты реакции и мышления
- А сейчас давайте отработаем навыки определения правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Соединив части словосочетаний, запишите их в уже имеющиеся два столбика в зависимости от количества н в суффиксах.
1. соленные 2. письмо 3. люди унылы 4. соленые 5. безветренный 6. лакированный 7. написанное 8. свежемороженая 9. поступить 10. ягоды подавлены | 1. огурцы 2. день 3. обдуманно 4. письмо 5. в бочке огурцы 6. рыба 7. в корзине 8. написано 9. туфли 10. подавленны |
Ответ: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7
Потом проводится самостоятельная работа на 5-7 минут по вариантам на закрепление материала.
I вариант: | II вариант: |
Серебря..ый голосок Ветре..ый день | Ути..ая стая Безветре..ая погода |
Деревя..ая скамейка Карман..ый фонарик | Стекля..ая веранда Искусстве..ый цветок |
| |
Оловя..ый жучок Украше..ый сапожок | Ране..ый перевозчик Связа..ые носки |
Вяза..ые перчатки | Жаре..ые в масле грибы |
Выставление отметок
Домашнее задание (приложение 16)
- Задание на дом будет дифференцированным. Я предлагаю вам два вида заданий:
1. вы должны будете записать словосочетания, вставив Н и НН в суффиксах.
купле…ые книги
груже…ый вагон
дисциплинирова…ая девочка
его речь была взволнова…а
люди взволнова…ы сообщением
краше…ый краской пол
ветре…ый день
вскрикнуть испуга…о
планы не обдума…ы
замече…ые ошибки
творческое задание: создание «Сказки о том, как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных». Это будет не простая сказка, а лингвистическая.
Подведение итогов.