План-конспект урока химии
Класс: 9
Тема: «Азот и фосфор – элементы VА-группы
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для развития и систематизации знаний о строении атомов элементов неметаллов и свойствах простых веществ неметаллов на примере элементов VА-группы – азота и фосфора.
Задачи:
Образовательные
формировать умение давать сравнительную характеристику элементов с помощью периодической системы Д. И, Менделеева;
углубить знания о понятии аллотропия (на примере аллотропных модификаций фосфора).
Развивающие
совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций;
Формировать навыки работы с дополнительным источником информации.
Воспитательные:
воспитывать у ребят умение правильно организовывать рабочее время на уроке;
формировать устойчивую, положительную мотивацию к изучению химии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Доброе утро ребята. Рада всех вас видеть. Настройтесь на активную работу, все вопросы, не касающиеся химии, оставьте на потом. Возьмите с собой хорошее настроение, ведь вы находитесь на самом увлекательном и интересном уроке. Уроке химии.
II. Актуализация знаний (Проверка домашней работы по теме «Химические свойства серной кислоты»).
Мы с вами уже изучили химические свойства и применение серной кислоты. Я попрошу вас выбрать задания из нашей корзинки. (вопросы для фронтальной беседы)
Фронтальном опрос.
Вопросы:
Какова формула серной кислоты?
Скольки процентноя серная кислота считается концентрированной?
Отличаются ли свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты?
С какими веществами может реагировать серная кислота?
Запишите реакцию серной кислоты с цинком на доске.
Запишите реакцию серной кислоты с оксидом магния на доске.
Запишите реакцию серной кислоты с гидроксидом калия на доске.
Запишите реакцию серной кислоты с карбонатом кальция на доске.
Запишите реакцию концентрированной серной кислоты с медью на доске.
Запишите реакцию серной кислоты с хлоридом бария на доске.
Изменяет ли окраску индикатора серная кислота?
С наличием каких ионов в растворе связано изменение окраски индикатора?
Как называются соли серной кислоты?
Какая реакция является качественной на сульфат-ионы?
Для чего используется серная кислота?
5 человек выполняют задания на карточках (по уровням)
III. Изучение нового
Молодцы, материал о серной кислоте усвоили хорошо. Пора двигаться дальше. Что сегодня будем изучать? Тему узнаете, отгадав, что находится в чёрном ящике.
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клетках он живет
Важный элемент …
(Азот)
Он очень нужен всем растеньям,
И в удобреньях многих есть.
И спички без него не смогут,
Как не хотели бы, гореть. (Фосфор)
Правильно. И тема нашего урока: «Азот и фосфор – элементы VА-группы
По какому плану будет вопроса сегодня работать? Глядя на вопросы формулируем цель урока. Начнём с положения хим.элементов в ПС. Откройте таблицу Менделеева. Что можем сказать? (ответы учащихся).
Следующий вопрос:
Строение атомов.
На внешнем электронном слое 5 электронов, до завершения внешнего слоя не хватает 3 электрона. По этому с водородом и металлами с.о. -3, а с кислородом и галогенами +5.
Распространение в природе
Стр.41Прочитайте и законспектируйте самостоятельно.
Объёмная доля в воздухе 78 %. Азот входит в состав белков. Фосфор в природе встречается в виде фосфатов, Ca3(PO4)2 – основной компонент минерала апатита. Фосфор необходим для развития и роста животных и растений. Много фосфора в костях и зубах. У взрослого человека 0,75 кг.
Физические свойства простых веществ
При обычных условиях азот – бесцветный газ, без вкуса и запаха, абсолютно безвреден, немного легче воздуха, мало растворим в воде. Температура плавления -210 °С, температура кипения -196 °С.
Газообразный азот состоит из двухатомных молекул. Между атомами в молекуле реализуется тройная связь, вследствие этого молекула азота чрезвычайно прочная.
Элементарный Фосфор существует в виде нескольких аллотропических модификаций, главные из которых - белая, красная и черная.
Белый Фосфор - воскообразное, прозрачное вещество с характерным запахом, образуется при конденсации паров Фосфора. Белый Фосфор в присутствии примесей - следов красного Фосфора, мышьяка, железа и т. п. - окрашен в желтый цвет, поэтому товарный белый Фосфор называется желтым. Белый Фосфор ядовит: на воздухе при температуре около 40 °С самовоспламеняется, поэтому его следует хранить под водой. Нагреванием белого Фосфора без доступа воздуха при 250-300 °С в течение нескольких часов получают красный Фосфор.
Обычный товарный красный Фосфор практически полностью аморфен; имеет цвет от темно-коричневого до фиолетового. Красный Фосфор на воздухе не самовоспламеняется, вплоть до температуры 240-250 °С, но самовоспламеняется при трении или ударе; нерастворим в воде, а также в бензоле, сероуглероде и других.
При нагревании белого Фосфора до 200-220 °С под давлением (1 образуется черный Фосфор. Это превращение можно осуществить без давления, но в присутствии ртути и небольшого количества кристаллов черного Фосфора (затравки) при 370 °С в течение 8 суток. Черный Фосфор представляет собой кристаллы ромбической структуры, решетка построена из волокнистых слоев с характерным для Фосфора пирамидальным расположением атомов. По внешнему виду черный Фосфор похож на графит; полупроводник: Черный Фосфор малоактивен, с трудом воспламеняется при поджигании, поэтому его можно безопасно подвергать механической обработке на воздухе.
Только белый Фосфор состоит из молекул Р4, все остальные модификации - полимеры.
Химические свойства
С чем взаимодействует | Азот N2 | Фосфор Р |
Водород | 3H2+N2=2NH3 | H2+P= |
Металлы | 6Li+3N2=2Li3N | 3Li+P=Li3P |
Неметаллы | O2+N2=2NO | 5O2+4P=2P2O5 |
IV. Закрепление
Задания в приложении, взаимопроверка.
Рефлексия
Завершите предложения:
Ещё до урока я знал…
Для меня было новым…
Мне было немного трудно…
Непременно нужно буде ещё раз повторить…
V. Домашнее задание
§10, упр.6,8
VI. Выставление отметок
4