СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии на тему "Азот и фосфор - элементы VА-группы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

План-конспект урока химии

Класс: 9

Тема: «Азот и фосфор – элементы VА-группы

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для развития и систематизации знаний о строении атомов элементов неметаллов и свойствах простых веществ неметаллов на примере элементов VА-группы – азота и фосфора.

Задачи:

Образовательные

формировать умение давать сравнительную характеристику элементов с помощью периодической системы Д. И, Менделеева;

углубить знания о понятии аллотропия (на примере аллотропных модификаций фосфора).

Развивающие

совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций;

Формировать навыки работы с дополнительным источником информации.

Воспитательные:

воспитывать у ребят умение правильно организовывать рабочее время на уроке;

формировать устойчивую, положительную мотивацию к изучению химии.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Доброе утро ребята. Рада всех вас видеть. Настройтесь на активную работу, все вопросы, не касающиеся химии, оставьте на потом. Возьмите с собой хорошее настроение, ведь вы находитесь на самом увлекательном и интересном уроке. Уроке химии.

II. Актуализация знаний (Проверка домашней работы по теме «Химические свойства серной кислоты»).

Мы с вами уже изучили химические свойства и применение серной кислоты. Я попрошу вас выбрать задания из нашей корзинки. (вопросы для фронтальной беседы)

Фронтальном опрос.

Вопросы:

  1. Какова формула серной кислоты?

  2. Скольки процентноя серная кислота считается концентрированной?

  3. Отличаются ли свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты?

  4. С какими веществами может реагировать серная кислота?

  5. Запишите реакцию серной кислоты с цинком на доске.

  6. Запишите реакцию серной кислоты с оксидом магния на доске.

  7. Запишите реакцию серной кислоты с гидроксидом калия на доске.

  8. Запишите реакцию серной кислоты с карбонатом кальция на доске.

  9. Запишите реакцию концентрированной серной кислоты с медью на доске.

  10. Запишите реакцию серной кислоты с хлоридом бария на доске.

  11. Изменяет ли окраску индикатора серная кислота?

  12. С наличием каких ионов в растворе связано изменение окраски индикатора?

  13. Как называются соли серной кислоты?

  14. Какая реакция является качественной на сульфат-ионы?

  15. Для чего используется серная кислота?

5 человек выполняют задания на карточках (по уровням)



III. Изучение нового

Молодцы, материал о серной кислоте усвоили хорошо. Пора двигаться дальше. Что сегодня будем изучать? Тему узнаете, отгадав, что находится в чёрном ящике.

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клетках он живет
Важный элемент …
(Азот)

Он очень нужен всем растеньям,
И в удобреньях многих есть.
И спички без него не смогут,
Как не хотели бы, гореть. (Фосфор)

Правильно. И тема нашего урока: «Азот и фосфор – элементы VА-группы

По какому плану будет вопроса сегодня работать? Глядя на вопросы формулируем цель урока. Начнём с положения хим.элементов в ПС. Откройте таблицу Менделеева. Что можем сказать? (ответы учащихся).

Следующий вопрос:

Строение атомов.

На внешнем электронном слое 5 электронов, до завершения внешнего слоя не хватает 3 электрона. По этому с водородом и металлами с.о. -3, а с кислородом и галогенами +5.

Распространение в природе

Стр.41Прочитайте и законспектируйте самостоятельно.

Объёмная доля в воздухе 78 %. Азот входит в состав белков. Фосфор в природе встречается в виде фосфатов, Ca3(PO4)2 – основной компонент минерала апатита. Фосфор необходим для развития и роста животных и растений. Много фосфора в костях и зубах. У взрослого человека 0,75 кг.

Физические свойства простых веществ

При обычных условиях азот – бесцветный газ, без вкуса и запаха, абсолютно безвреден, немного легче воздуха, мало растворим в воде. Температура плавления -210 °С, температура кипения -196 °С.

Газообразный азот состоит из двухатомных молекул. Между атомами в молекуле реализуется тройная связь, вследствие этого молекула азота чрезвычайно прочная.



Элементарный Фосфор существует в виде нескольких аллотропических модификаций, главные из которых - белая, красная и черная.

Белый Фосфор - воскообразное, прозрачное вещество с характерным запахом, образуется при конденсации паров Фосфора. Белый Фосфор в присутствии примесей - следов красного Фосфора, мышьяка, железа и т. п. - окрашен в желтый цвет, поэтому товарный белый Фосфор называется желтым. Белый Фосфор ядовит: на воздухе при температуре около 40 °С самовоспламеняется, поэтому его следует хранить под водой. Нагреванием белого Фосфора без доступа воздуха при 250-300 °С в течение нескольких часов получают красный Фосфор.

Обычный товарный красный Фосфор практически полностью аморфен; имеет цвет от темно-коричневого до фиолетового. Красный Фосфор на воздухе не самовоспламеняется, вплоть до температуры 240-250 °С, но самовоспламеняется при трении или ударе; нерастворим в воде, а также в бензоле, сероуглероде и других.

При нагревании белого Фосфора до 200-220 °С под давлением (1 образуется черный Фосфор. Это превращение можно осуществить без давления, но в присутствии ртути и небольшого количества кристаллов черного Фосфора (затравки) при 370 °С в течение 8 суток. Черный Фосфор представляет собой кристаллы ромбической структуры, решетка построена из волокнистых слоев с характерным для Фосфора пирамидальным расположением атомов. По внешнему виду черный Фосфор похож на графит; полупроводник: Черный Фосфор малоактивен, с трудом воспламеняется при поджигании, поэтому его можно безопасно подвергать механической обработке на воздухе.

Только белый Фосфор состоит из молекул Р4, все остальные модификации - полимеры.





Химические свойства



С чем взаимодействует

Азот N2

Фосфор Р

Водород

3H2+N2=2NH3

H2+P=


Металлы

6Li+3N2=2Li3N


3Li+P=Li3P

Неметаллы

O2+N2=2NO


5O2+4P=2P2O5




IV. Закрепление

Задания в приложении, взаимопроверка.

Рефлексия

Завершите предложения:

Ещё до урока я знал…

Для меня было новым…

Мне было немного трудно…

Непременно нужно буде ещё раз повторить…



V. Домашнее задание

§10, упр.6,8

VI. Выставление отметок

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!