МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа № 1»
План-конспект открытого урока
литературы
в 5 «А» классе
(в рамках областного семинара учителей русского языка и литературы)
Подготовила:
Гайдукова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2019 год
Тема: Художественный образ Арины Родионовны в стихотворении А. С. Пушкина «Няне»
Цель:
организовать деятельность учащихся по изучению произведения А. Пушкина «Няне»,
способствовать развитию навыков анализа художественного текста;
создать условия для формирования эстетического вкуса, интереса к творчеству великого русского поэта; воспитания высоких нравственных устоев на примере отношений поэта и няни.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Творческая мастерская исследователя
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства; выразительно читать поэтический текст
Метапредметные:
Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.
Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности
Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение
Личностные: формирование уважения к культурному наследию нашей Родины
План урока
1.Мотивация
2. Актуализация знаний
3. Вхождение в тему
4.Открытие нового знания.
5. Закрепление знания. Творческая практическая деятельность
6. Физминутка
7. Закрепление знания. Творческая практическая деятельность. (Продолжение)
8. Контроль знаний
9. Подведение итогов
10. Рефлексия
11. Домашнее задание
Ход урока
1.Мотивация
Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Как всегда мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие в мир литературы, от замечательного поэта В. Жуковского Слайд 1 (На слайде - портрет Жуковского) и до одного его замечательного друга. Слайд 2 На слайде – портрет Пушкина
2. Актуализация
Что вы знаете о жизни и творчестве А.С. Пушкина?
-Какие стихотворения учили? («Зимний вечер»)
- Если А. С. Пушкин – поэт, то значит мы будем говорить о чем? (о стихотворениях А. С. Пушкина)
- Какие сказки А. С. Пушкина читали?
Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. И сегодня мы будем вести речь о человеке, который скрасил одиночество Пушкина, был с ним в трудную минуту жизни. Этот человек сыграл свою роль в создании А. С. Пушкиным сказок. О ком же? (О няне)
- Конечно, о его няне – Арине Родионовне.
Слайд 3
Тема урока: Художественный образ Арины Родионовны в стихотворении А. С. Пушкина «Няне»
- Назовите ключевые слова в теме урока. (Образ Арины Родионовны и стихотворение «Няне»)
-Опираясь на ключевые слова, определим цель урока. Посмотрите на доску на слова, из них составим предложение, чтобы сформулировать цель урока. (На доске слова: факты, биография, анализ, стихотворение)
Слайд 4
Цель: Познакомимся с фактами из биографии А. С. Пушкина; научимся анализировать стихотворение «Няне»
3. Вхождение в тему
-Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы.
А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда…
- На прошлом уроке мы с вами читали статью в учебнике, посвященную
жизни и творчеству Пушкина. В ней говорилось и о няне. Расскажите, что вы помните о няне Арине Родионовне и о ее роли в судьбе А.С. Пушкина.
Слайд 5 (портрет Арины Родионовны)
(Рассказ ученика: (Оценка 1 ученик)
Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи)
Поэт ласково называл её «подругой юности моей», «доброй подружкой», создав в своих произведениях романтический образ любимой няни.
- В деревне Кобрино, где жила няня Пушкина Арина Родионовна с 1781 до 1797 г., ее домик чудом уцелел и после реставрации обрел первоначальный облик. Он интересен уже тем, что это одна из редких сохранившихся жилых деревянных построек XVIII в.
- Приглашаю вас в домик няни.
( Виртуальная экскурсия в «Домик няни в Кобрино»)
4. Открытие нового знания
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне. С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке.
Вы побываете в роли исследователей, научитесь приемам анализа стихотворения
Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня сидит у окна и вяжет своему любимцу теплый свитер…
- Послушаем стихотворение в исполнении мастером художественного слова
Якова Смоленского.
(Аудиозапись мастера художественного слова)
Вопросы на первичное восприятие
- К кому обращено стихотворение?
–Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Настроение грусти, тоски, печали)
Вторичное чтение
-Откроем учебники на стр. 92.
-Жужжащим чтением перечитаете текст. При чтении отметьте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятно.
Словарно-лексическая работа
-Давайте объясним смысл незнакомых слов
Слайд 6-8
Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.
Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие
Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости
Светлица – светлая парадная комната в доме
Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
Всечасно (теснят грудь) – постоянно
5. Закрепление знания. Творческая практическая деятельность
-Сейчас мы с вами окажемся в творческой мастерской. Вы побудете в роли художников, литературоведов.
- А кто такие литературоведы, чем они занимаются? (Литературоведы - специалисты, занимающиеся изучением теории литературы и исследованием содержания литературных произведений)
- Кого мы назовем художником? (Художник - человек, занимающийся изобразительным искусством.
Ребята, сейчас у нас работа в группах
- Вспомним правила работы в группах
- Перед вами на столах памятка, которая вам поможет при работе
Памятка
работы в группе
-
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
-
Выслушать мнение каждого
-
Найти общее решение
-
Выбрать выступающего
1. В мастерской художников
- Перенесемся в лабораторию художников
(Устное словесное рисование)
- Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Устно, используя слова, проиллюстрируйте стихотворение.
Карточка-задание
Задание: устно проиллюстрировать стихотворение.
Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
строки рисуют ________________________________________________________________
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. – представляется ________________________________________________________________
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
кажется ______________________________________________________
2. В лаборатории литературоведов
- Отправляемся в лабораторию литературоведов.
Вам необходимо проанализируем средства художественной выразительности в стихотворении. Перед вами карточки с заданием. Вам нужно найти правильные ответы и соединить стрелками средство художественной выразительности с нужным примером.
Карточка-задание
Задание: соединить стрелками средство художественной выразительности с нужным примером.
Средства выразительности | Примеры |
Эпитет | Горюешь, будто на часах |
Сравнение | Тоска, предчувствия, заботы/Теснят твою всечасно грудь |
Метафора | Черный отдаленный путь |
| Забытые вороты |
Эпитет – это образное определение предмета или действия, красочное определение, выраженное прилагательным
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
Метафора – переносное значение слова или выражения на основе сходства с другим
- На выполнение работы вам 5 минут.
(Группы работают на фоне музыки)
Выступление групп
- Давайте проверим, что у вас получилось?
- Итак, художники, вам слово.
Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.
-Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин. Какие?
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. – строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов Слайд8 с рисунком для подтверждения слов учеников
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль. Слайд9 с рисунком для подтверждения слов учеников
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Слайд 10 с рисунком для подтверждения слов учеников
-Ребята, а сколько строчек в этом стихотворении? Посчитайте.
У Пушкина, в оригинале, есть 13 строка
То чудится тебе…
- Ребята, что же могло почудиться Арине Родионовне?
(Возможно, няне видится новая встреча со своим любимцем)
- Скажите, насколько частей можно разделить стихотворение? (На 4)
- Верно, на 4.
1 часть - обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения – последняя 13 строка
- Хорошо, теперь слушаем литературоведов.
- Сначала вспомним средства художественной выразительности. Какие вы знаете? (Эпитеты, метафоры, сравнения).
- Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение предмета или действия, красочное определение, выраженное прилагательным)
- Что такое сравнение? (Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим)
- Метафора? (Метафора – переносное значение слова или выражения на основе сходства с другим)
-А теперь проанализируем средства художественной выразительности в стихотворении.
Слайд 11
Средства художественной выразительности
Средства выразительности | Пример |
Эпитет | Горюешь, будто на часах |
Сравнение | Тоска, предчувствия, заботы/ Теснят твою всечасно грудь |
Метафора | Черный отдаленный путь |
| Забытые вороты |
- Какие чувства героини переданы с помощью сравнения будто на часах?
(Сравнение будто на часах передает чувство постоянного томительного ожидания героини)
- О каких чувствах говорит метафора? (Метафора тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь говорит о беспокойстве в душе няни о любимом воспитаннике)
- Что передано с помощью эпитета забытые вороты?
(Эпитет забытые вороты передает тяжесть одиночества няни)
- О каких чувствах героини говорит эпитет черный отдаленный путь?
(Эпитет черный отдаленный путь говорит о переживаниях долгой разлуки)
- Вы поработали в группах отлично, справились с заданием!
2 человека – оценить
6.Физминутка
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
7. Закрепление знания. Творческая практическая деятельность. (Продолжение)
Итак, исследование продолжается. Вам предстоит исследовать стихотворение с точки зрения выразительности чтения.
4. В театральной студии
(Работа над выразительным чтением. Индивидуальная работа)
Шепотом прочитайте стихотворение…. Что услышали? (повторение согласных звуков)
-Какие звуки мы словно слышим? ( «ждёшь, глушь, горюешь», ж, с,ч,д, п, щ, т)
- Мы слышим приглушенные звуки, шепот
- С помощью этих звуков, мы как бы можем услышать звук спиц, шаги старой няни... Эти звуки подчеркивают тишину ожидания.
Теперь, подготовимся к выразительному чтению.
- Ребята, а что значит выразительно прочитать? (Это значит выделять интонацией важные слова, читать неторопливо, соблюдать паузы)
- Определите, с какой интонацией надо читать строки:
1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье
- Какие чувства мы должны передать при чтении данного стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)
- Прочтите это стихотворение так, чтобы все почувствовали огромную любовь поэта к няне.
2 человека читают стихотворение.
–Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную)
–Ребята! Послушайте два музыкальных отрывка из произведений Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «У камелька»
- Какой из них больше подходит к этому стихотворению?
(фрагменты: Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» и «У камелька»).
- Мелодия «У камелька» (значит у камина) – спокойная, напевная, но создаётся впечатление, что несколько человек в приятной обстановке ведут задушевные разговоры. Она не подходит, так как няня одна, ждёт встречи со своим воспитанником. В этот момент она одинока. Значит, для чтение нам подходит первый отрывок
-Попробуем ещё раз прочитать стихотворение под музыку (первый отрывок). 1 человек - оценить
Вывод ( учитель)
В целом поэт в стихотворении “Няне” создал художественный образ, близкий фольклору и в этом смысле идеальный.
Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне.
- Ребята, стихотворение А. С. Пушкина «Няне» мелодичное и музыкальное. Поэтому наш земляк Георгий Свиридов написал музыку к этому стихотворению. Сейчас мы прослушаем одноимённый романс Георгия Васильевича Свиридова в исполнении Дмитрия Хворостовского.
(Звучит стихотворение в исполнении Хворостовского)
8.Контроль знаний
Обобщим наблюдения, составив связное высказывание - рассказ о стихотворении «Няне»
Восстановите текст, дополнив его нужными словами
(Самостоятельная работа Индивидуальная работа)
Карточка- задание
Задание: восстановите текст, дополнив его нужными словами
А. С. Пушкин написал стихотворение ____________________, которое посвящено его няне ________________________________. Перед читателем возникает образ (какой?) ____________, _______________________, __________________ няни. Стихотворение пронизано (каким?)______________, ______________ настроением. Это произведение можно разделить на _______части. Автор использует средства художественной выразительности ____________, ________________, ________________ для создания настроения стихотворения.
Слова для справок: грустный, сравнение, нежный, печальный, эпитет, метафора, заботливый, добрый, тоскливый, повтор, олицетворение, интересный
- Работу закончили, переходим к взаимопроверке. Слайд 12
Поставьте «+» там, где правильные ответы. Посчитайте количество «+» и выставите оценки
1 человека - оценить
9. Подведение итогов
- Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
–Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)
–Обратите внимание на две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?
–Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир - радостный, добрый, сказочно-таинственный – мир детства.
10.Рефлексия
Закончилась наша работа в мастерской исследователей. Наше сегодняшнее путешествие в мир литературы.
- Какая была тема урока?
- Что понравилось?
- Сегодня за работу на уроке я могу себе поставить…
ОЦЕНКИ с комментарием
11.Домашнее задание
Домашнее задание на слайде 13
на выбор
-Запишите домашнее задание
-Выучить стихотворение
-Сочинить послание любимому человеку (маме, бабушке, папе…)
-Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте, что могло причудиться няне.
Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было приятно и интересно с вами сегодня работать. До свидания!