СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: Электризация тел. Два рода заряда

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Физика 8 класс Дата : 15.11. 2019

Урок №

Тема: Электризация тел. Два рода электрического заряда.

Образовательные цели урока:

  • формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.

  • выяснение сущности процесса электризации тел.

  • определение знак заряда наэлектризованного тела.

развивающие:

  • развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.

  • ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

воспитательные:

  • воспитание умения работать в коллективе,

  • воспитание любознательности.

Оборудование: электроскоп, электрометры, гильза из фольги на нитке стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и щелка, полиэтилен, бумага, султан, листочки бумаги.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение нового материала:

  4. Первичный контроль.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока



1. Вступительное слово учителя

          Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений, к которым относятся:

- механические

- тепловые

- электрические

- магнитные

- световые

- звуковые.

        В седьмом классе мы начали знакомиться с механическими явлениями, изучению тепловых явлений мы посвятили почти 2 четверть, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами. Выберете из предложенных физических явлений электрические.

На доске вывешиваю явления:

- таяние снега

- молния

- радуга

- электрический ток

- дождь

- движение автомобиля.

        Заполняем примерами схему:

Электрические явления

тема нашего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов». Записываем в тетради тему урока.

Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснять, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, а это вам поможет выработать меры по предупреждению и уменьшению электризации рассмотреть, чем она полезна и опасна.

2. Изучение нового материала             Запишем план урока:

1) происхождение слова «электричество»;2) понятие электризации

3) способы электризации; 4) виды электрического заряда

5) взаимодействие заряженных тел; 6)  меры по предупреждению и уменьшению электризации

         В Древней Греции в 6 веке до нашей эры, в красивом городе Милете  жил философ Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно. Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки. С этого момента и начинается история развития термина «электричество». Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь. (запись на доске).

Английский врач и естествоиспытатель Уильям Гильберт конце 16 –начале    17 века выяснил в, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.

        Давайте проверим действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите в руки расчески и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Наблюдаем явление электризации. Возьмите линейку, лежащую на столе потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации. Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.

        Демонстрации.  Эбонитовая палочка натертая о мех притягивает к себе листочки султана. Стеклянная палочка потертая о шелк притягивает листочки бумаги.

        Эбонитовая палочка потертая о мех притягивает к себе струю воды. (по рисунку в учебнике стр.  58 рис. 28)

        Из всех этих опытов делаем выводы. (Записывают в тетрадь)

1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.

2.Электризация – явления,  в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.

3. В электризации участвуют два тела.

Продолжим.

Демонстрация.  Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем ее к листочкам бумаги. Листочки притягиваются. Поднесем мех. Листочки притягиваются.

Возьмите линейку и потрите ее резину. Поднесите линейку к листочкам. Поднесите резину к листочкам.

Делаем еще один вывод. (Записывают в тетрадь)

4. Электризуются оба тела.

Итак, мы уже с вами знаем, что такое электризация. Познакомимся с ее способами.

Заполним схему.

Способы электризации

 

        Трение                Соприкосновение             Удар

        При выполнении предыдущих опытов мы уже с вами познакомились с одним из способов. Давайте назовем его.(Трение)

        Демонстрация.  Эбонитовую палочку натираем о мех и подносим к султану. Он электризуется. Проверяем поднесением бумажек.

В данном случае мы уже не совершали трение, чтобы наэлектризовать султан, мы только прикоснулись к нему. Этот способ электризации – соприкосновение.

Попробуйте сами. Возьмите линейку потрите ее о мех. Коснитесь султана. Поднесите султан к листочкам бумаги.

Демонстрация. Ударим несколько раз линейкой полиэтилен. Поднесем линейку к листочкам бумаги. Они притягиваются. Продемонстрировали электризацию ударом.

        Итак, тело можно наэлектризовать трением, ударом, соприкосновением.

        Продолжаем.         

        Полиэтиленовую пленку, подвешенную на штативе, осторожно потрите кусочком бумаги. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую и разгладьте ее. Разъедините их и поднесите  друг другу. Как  они взаимодействуют?

        Поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски поднесите к полоске на штативе. Наблюдайте их взаимодействие.

        Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о резину и поднесем к полиэтиленовой полоске. Как они взаимодействуют? Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем к полоске. Как они взаимодействуют?

        Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Чем может вызвано такое различие во взаимодействии?

                На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации, которая приводит к нарушению равновесия электрических зарядов в теле.

        Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит поразному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Два рода заряда

        Отрицательный                                Положительный

         (эбонит о мех)                                   (стекло о шелк)          

        Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним как они взаимодействуют.

Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.

Делаем вывод и записываем в тетрадь:

- заряды одного знака отталкиваются

- заряды разного знака притягиваются.  

         

3. Первичный контроль:

Теперь давайте проверим,  что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.

Ответьте на вопросы по карточкам.

- Какие бумажные цилиндрики,  из показанных на рисунке заряжены, а какие нет? (Рис.1)

- Какие цилиндрики  заряжены одним знаком? (Рис.1)

- Какие цилиндрики заряжены разным знаком? (Рис.1)

Найди ошибку (Рис. 2)

Определите знак заряда на неподписанном шарике.(Рис.3).

Теперь давайте посмотрим,  как вы усвоили,  что такое электризация.

Ответьте на вопросы теста.

Тест.

  1. Тело, которое наэлектризовано …

а) нагревается

б) охлаждается

в) приходит в движение

г) притягивает к себе другие тела

                  2. Электрические заряды бывают…

                        а) положительными.

                        б) отрицательными.

в) положительными и отрицательными

г) разными.

      3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

а) положительно;

в) отрицательно

г) не заряжено.

   4. Тело можно наэлектризовать …

а) нагреванием

б) трением

в) растяжением

г) соприкосновением

д)  ударом.

Сначала работают над тестом самостоятельно, а потом проверяем все вместе.

 4. Закрепление

Мы уже с вами знаем,  что такое электризация, каковы ее способы. Мы выяснили, какие существуют заряды и как они взаимодействуют. Теперь  давайте назовем причины электризации волос при выполнении парикмахерских работ.

Записываем в тетрадь.

трение волос об одежду

- трение волос о расчески

- сушка волос феном

- недостаточная влажность воздуха.

Зная причины электризации волос,  попробуем назвать меры по предупреждению этого. Во-первых, давайте попробуем экспериментально определить, какую лучше выбрать одежду, чтобы уменьшить электризацию волос.

Возьмите в руку шерсть и потрите его о волосы. Затем поднесите мех к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к меху.

Возьмите в руку хлопок и потрите им волосы. Затем поднесите хлопок к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к хлопку.

Возьмите в руку шелк и потрите им волосы. Затем поднесите хлопок к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к шелку.

Сделайте вывод о том какой материал уменьшает электризацию волос.

Давайте отметим в тетради первую меру по предупреждению электризации волос.

- Выбирать одежду из хлопка, льна.

Возьмите  в руки пластиковую расческу и потрите ее о волосы, затем поднесите ее к волосам. Так как при электризации одно тело заряжается положительно, а другое отрицательно, то если понести расческу к волосам – они притянутся. Тоже самое проделайте с деревянной расческой.

Сделайте вывод о том, какие лучше использовать расчески.

Запишите в тетрадь.

- Использовать расчески из дерева.

Как уменьшить электризацию при сушке  феном?

- Использовать кондиционеры.

Что необходимо делать с воздухом в рабочем помещении?

- Увлажнять воздух.

Мы сегодня на уроке справились с поставленной задачей. Меры которые мы сегодня выработали помогут  вам в профессиональной деятельности.

5. Запись домашнего задания и выставление отметок

Прочитать параграф 25, 26 ответить устно на вопросы после параграфа.

Подготовить сообщение о применении электризации в быту и промышленности.

Приложение 1

Электризуемые

тела

Об оргстекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

Оргстекло

0

+




Резина

-

0




Полиэтилен



0



Бумага




0


Капрон





0


Электризуемые

тела

Об оргстекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

Оргстекло

0

+




Резина

-

0




Полиэтилен



0



Бумага




0


Капрон





0


Электризуемые

тела

Об оргстекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

Оргстекло

0

+




Резина

-

0




Полиэтилен



0



Бумага




0


Капрон





0


Электризуемые

тела

Об оргстекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

Оргстекло

0

+




Резина

-

0




Полиэтилен



0



Бумага




0


Капрон





0



Первичный контроль: Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

  • положительно

  • отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

  • положительно;

  • отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена?

  • 1;

  • 2;

  • 3.

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

  • 1;

  • 2;

  • 3.

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

  • 1;

  • 2;

  • 3.

Вариант 2.

1. При натирании о мех каучук электризуется:

  • положительно;

  • отрицательно.

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

  • положительно;

  • отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

  • 1;

  • 2;

  • 3.

4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?

  • 1;

  • 2;

  • 3.

5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?

  • 1;

  • 2;

  • 3.

Ответы:

1 вариант АБАВБ

2 вариант ББАВБ

Закрепление: Послушайте пословицу и ответьте на вопросы:

  • О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?

  • Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?

  • В чем житейский смысл этой пословицы?

ПОСЛОВИЦЫ

Как соломинка и янтарь (персидская)

Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

  2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

  3. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

  4. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

Электрические заряды выполняют так много полезных дел, что всех их и не перечислить.

Например, копчение это пропитывание продукта древесным дымом. Частицы дыма не только придают продуктам особый вкус, но и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы коптильного дыма заряжают положительно, а к отрицательным электродам подсоединяют, например, тушки рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощаются. Весь процесс электрокопчения продолжается несколько минут.

Итог урока. Выставление оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!