Урок – соревнование по русскому языку во 2 классе
УМК «Школа России»
«Звезда грамматики»
Тема урока: «Обобщение знаний о шипящих звуках и написании сочетаний с ними».
Цели урока:
Обобщить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Совершенствовать практические навыки в написании орфограмм жи - ши, ча - ща, чу – щу, чк, чн
Обогащать словарный запас детей
Прививать любовь к предмету.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока.
Организация начала урока.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас с вами необычное мероприятие – соревнование. Но соревнования будут единоличными, а не командными. Вы будете соревноваться в быстроте и самое главное в качественном, безошибочном выполнении заданий. Вам предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.
Успехов вам и пусть победит сильнейший
( Учащиеся, выполняя задания, будут получать звёзды. Победителем станет, набравший максимальное количество звёзд. Он же и получит грамоту «Звезда грамматики».
Основная часть.
Чистописание. Письмо сочетаний: Чу//щу, ча//щ а, чк // чн.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
1 конкурс. «Разминка».
На экране запись:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Прочитайте выразительно.
- Какими родственными словами можно дополнить слова чародейкою и чудной?
Возможные варианты:
а) Чудной… (чудо, чудесница, …)
б) Чародейкою…(чары, очаровать, чародей, …)
2 конкурс. «Доскажи словечко».
Отлежал себе… (живот).
Потому что сын … (жираф)
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут….(мыши)
На дорогах …. (лужи)
Они показывают время
И называются… (часы)
Ча-ча-ча горит в комнате …. (свеча)
Только мать сошла с крылечка,
Села Лена перед …(печкой).
3 конкурс. «Отгадайте, кто это?»
«В чашечке тюльпана на зелёном листочке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка)
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка)
«А эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
- Какая одинаковая орфограмма объединяет имена этих героинь?
- Какое правило вы вспомнили?
7 конкурс. «Письмо по памяти».
Щука в озере жила,
Щёткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
После записи по памяти, подчеркнуть сочетания в словах.
5 конкурс. «Внимание, на экран!»
Перед учащимися несколько сюжетных картинок, надо отыскать в них предметы, в названии которых встречаются изученные сочетания.
(Лыжи, синички, собачка, снежинки)
(Девочки, чайник, чашка)
(Девочка, подушечка, наволочка, пушистый ковер, ленточка, тапочки)
6 конкурс. «Выборочное письмо».
Учитель читает пословицы, учащиеся выписывают только слова с сочетаниями.
Чай пить – не дрова рубить.
У кольца не ищут конца.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Хлеба нет – и корочка в честь.
Живи своим умом, а честь расти трудом.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Сам погибай, а товарища выручай.
Без друга в жизни туго.
Подведение итогов. Подсчёт звезд. Награждение победителя грамотой.