Тема: Закрепление изученного. Приёмы вычислений.
Педагогические задачи:отрабатывать навыки применения приемов сложения и вычитания вида: 26 + 7, 35 – 7; закреплять умения решать задачи изученных видов, сравнивать выражения; развивать смекалку, мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:принимают и осваивают социальнуюроль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:знают, как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, двузначное число, оканчивающееся нулем, двузначное число, которое не оканчивается на нуль; как сложить двузначное число, не оканчивающееся на ноль, с однозначным, двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; как сложить двузначное число, не оканчивающееся нулем, с однозначным, при сложении единиц которых получается двузначное число; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; задачи различных видов; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7; решать задачи и выражения изученных видов, по-разному записывать условие задачи – в виде краткой записи, выполнив чертеж; сравнивать числовые выражения, именованные числа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; анализируют, сравнивают, самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; взаимно контролировать действия друг друга; правильно выражать свои мысли в речи; не создают конфликтных ситуаций.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: магнитная доска.
Наглядно-демонстрационный материал: избушки со сменными окошками для устного счета.
Основные понятия и термины: увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, задача, простая задача, составная задача, чертеж, выражение, сравнить, именованные числа, величины.
Сценарий урока
Оргмомент. Мотивация.
-У нас сегодня много гостей, повернитесь к гостям. Поздоровайтесь, повернитесь к друг другу, пожелайте удачи.
( -желаю,-успеха,-большого ,-во всём, - и везде.(пальчиками, по одному пальчику), -Здравствуй!(ладонями прикасаются друг к другу). А я желаю вам удачи на уроке!
-
Поработать час настал,
Так что время не теряем,
А работать начинаем!
-Как обычно начинаем с устного счёта.
-Решаем задачи.
1) Даша и Маша получили пятёрки: одна- по математике, другая- по чтению. По какому предмету получила пятёрку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?( Маша - по чтению, значит, Даша –по математике)
2) У паука 4 пары ног, а у козлёнка 2 пары ног. На сколько ног меньше у козлёнка, чем у паука? (8-4=4)
-Правильно ответив на следующие вопросы ,вы узнаете тему урока. Мне нужна помощница, Айкунель, помоги,пожалуйста, будешь переворачивать карточки, если ответ будет правильным.
1)Дети ,покажите мне инструмент для проведения прямых линий (линейка).
2)Покажите с помощью пальчиков самое маленькое двузначное число.
3)Как называется результат сложения?(сумма)
4) Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
5)С помощью какого инструмента чертят круг (циркуль).
6) С помощью простого карандаша у себя на парте покажите фигуру, у которой 3 угла.
7) Как называется фигура, у которой нет ни начала, ни конца?(прямая)
8) Что такое периметр?(Сумма всех сторон фигуры).
9) Назовите наибольшее двузначное число? (99)
10) Сколько сантиметров в 1метре?(100)
11) На берёзе выросло 5 груш, 2 груши я съела. Сколько груш осталось на берёзе? ( Нисколько.На берёзе груши не растут.)С помощью пальчиков покажите это число(0)
-Итак, кто сформулирует тему урока?(Закрепление пройденного).
-Да, правильно, тема урока «Закрепление пройденного. Решение задач и приёмы вычислений изученных видов».
III. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Сегодня на уроке, ребята, мы будем отрабатывать умение решать задачи, а также числовые выражения, используя приемы сложения и вычитания, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.
-Какие задачи поставите перед собой?(узнаем что-то новое, будем рассуждать, мыслить, анализировать, правильно выражать свои мысли)
-???
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
I. Каллиграфическая минутка.–У каждого из вассвои цифры, которые у вас не получаются. Пишем до конца рабочей строки. Возьмите карандаши, обведите в каждой строке, самую красивую цифру.
Работа по учебнику.
IV. Закрепление и отрабатывание навыков применения приемов сложения и вычитания вида: 26 + 7, 35 – 7.
Сначала устно с подробным объяснением разбирается задание 1 (с. 68), в котором учащиеся вспоминают приемы сложения и вычитания, изученные на предыдущих уроках.
67+5= 32-9= 46+9= 95-6= (…)
-Откройте учебники-с.68
Самостоятельно (по вариантам) учащиеся выполняют задание 2 (с. 68).
Учащиеся варианта I находят значения выражений 1-го и 4-го столбиков.
Учащиеся варианта II находят значения выражений 2-го и 3-го столбиков.
По окончании работы проводится взаимопроверка.
-1 вариант-поднимите руки. Вы решаете 1 и 4 столбики.
-2 вариант-поднимите руки. Вы решаете 2 и 3 столбики. (взаимопроверка - ответы на доске)
78+9=87 36-8=28 7+18=25 43-4=39
36+5=41 24-6=18 9+33=42 58-9=49
92+0=92 18-0=18 0+50=50 86-86=0
( с обратной стороны доски) 1 ошибка- «4», 2 ошибки - «3».
V. Работа над задачами.
Прочитайте карточку №1.
В читальном зале было 4 мальчика и 6 девочек. Пришли читать ещё 8 ребят. Сколько читателей стало в зале? |
– Что вы прочитали ?
- Докажите.
-Прочитайте условие задачи?
- Прочитайте вопрос задачи.
Внимание на доску. Перед вами 2 схемы. Какая из этих схем подходит к данной задаче?(Приём «Верно-неверно)
Было-4м. и 6 д. Пришли- 8р. Стало-?ч. | Было- 4м. и 6 д. Пришли - ?р. Стало- 8р. |
(на обратной стороне доски- решения)
1)4+6=10(р)- было 2)10+8=18(ч.)- стало | 1)4+6=10(р.)- было 2) 10-8=2(ч.)- стало |
-Из этих решений найдите правильное решение данной задачи.
- Почему? Докажите.(стираю неправильное решение задачи)
-Запишите правильное решение задачи.
-Кто прочитает ответ задачи?(Ответ: 18 читателей стало в зале.)
-Почему читатели, ребята, я что-то не пойму? Вроде говорилось о мальчиках, девочках, ребятах. Я что-то не пойму, объясните. (Дети находятся в читальном зале, их называют читателями).
-А вы любите читать? Ходите в библиотеку? (Молодцы! Умницы! Чтение - лучшее учение!)
- Мы с вами продолжаем работу. Прочитайте карточку №2. (задача - с.68№4)
Саша навестил бабушку. К ней он шёл пешком 30 мин, а обратно ехал на велосипеде и затратил времени на 20 мин меньше. |
-Что вы прочитали?(текст)
- Что надо сделать, чтобы данный текст стал задачей? (Надо поставить вопрос)
- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась таким выражением? (30-20)
- (Сколько минут Саша ехал обратно на велосипеде ?)
- – Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача была составной.
-Сколько всего времени Саша затратил на дорогу ? (30+(30-20)
-Решите задачу, запишите ответ.
-Кого Саша навестил? (бабушку)
-А вы навещаете своих бабушек?
- А почему вы ходите к ним в гости?(помогать)
-Вы-молодцы! Что помогаете бабушкам, дедушкам, папам ,мамам, братьям,сёстрам. Значит, у каждого из вас дружная, сплочённая семья!
-Давайте, отдохнём.(J.Каинчин «Айукелjат..»
Айукелjат, айукелjат
Адандысенинjиирим–депjат.
Адандыбереринбе?
Jок- бербезим.
Тулкукелjат,тулкукелjат.
Энендисенинjиирим–депjат.
Энендибереринбе?
Jок- бербезим.
Бору келjат, бору келjат.
Агандысенинjиирим – депjат.
Агандыбереринбе?
Jок- бербезим.
Койонкелjат. Койонкелjат.
Сени jиирим, jиирим–депjат.
Бойындыбереринбе?
Jок, бербезим.
-Продолжаем работу над задачами.(с. 68 №7)Приём «Сравнения».
-Сравни тексты задач.
-Чем похожи ?(Находят массу гири килограммами, про животных)
- Прочитайте задачу№1.
Масса гуся 7 кг, а кролика 2 кг. Нужно найти массу гири? (5кг)
-Прочитайте задачу №2.
Масса курицы 2 кг, а утки 3 кг. Нужно найти массу гири? (1 кг)
Ответ: масса гири на первых весах – 5 кг; масса гири на вторых весах – 1 кг.
Приём «Конструирование».
-Даны данные, составляете задачу.( 7 кг, 2 кг, 3 кг)
\
VI. Сравнение выражений и именованных чисел.
2. Обучающимся выдаются карточки с заданием: сравнить именованные числа.
К-1.18 см * 1 дм7 смК-2.25 см * 25 дм
42 см * 4 м 3 см * 3 дм2 см
1 ч * 55 мин 60 мин * 1 ч
12 мм * 1 см 15 мм * 1 см5 мм
VII. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое задание было для вас самым интересным? Какое самым трудным?
– Чью бы работу вам хотелось отметить?
Приём «Прогноз».
Мордашки:
Оранжевая- «Я- вообще-то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся(-ась)»
Жёлтая: «Я-молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился(-ась)!»
Зелёная: «Я-молодец! Справился(-ась) сам(а)!
-Молодцы! У меня тоже чудесное настроение от вашей хорошей работы. Я тоже могу показать вот такой смайлик.