У р о к № 3. Действие сложения.
Свойства сложения
Основная дидактическая цель урока: повторить разрядный состав числа и правила его замены суммой разрядных слагаемых; продолжить работу над текстовыми задачами.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
(Фронтальная работа.)
– Сложите два десятка и семь десятков.
– Вычтите из семи десятков четыре десятка.
– Сложите пять сотен и девять десятков.
– Вычтите из трёх сотен пять десятков.
– Назовите самое маленькое натуральное число.
– Сколько точек можно соединить только одним отрезком?
– Выберите удобный порядок действий.
1. 335 + 2809 + 59 665
(335 + 59 665) + 2809.)
2. 246 - 379 + 764 + 102
(1) (246 + 102 + 764) - 379; 2) (246 + 764) + 102 - 379.)
III. Работа по теме урока
– Найдите такое выражение в задании для устного счёта, значением которого является пятизначное число. (335 + 2809 + 59 665.)
– Сколько разрядов в записи этого числа?
– Разложите его по разрядам.
– Сформулируйте тему урока.
1. С. 46, № 2.13 (работа в паре).
2. С. 46, № 2.14.
IV. Работа над задачей
На доске:
Объём зерна в первой цистерне элеватора составляет 6 310 000 кг, а во второй на
520 000 кг больше. Сколько всего зерна в двух цистернах?
– Прочитайте задачу.
– Что сказано про первую цистерну?
– Что сказано про вторую цистерну?
– Как вы это понимаете?
– Составьте план решения задачи.
– Решите задачу.
1) 6 310 000 + 520 000 = 6 830 000 (кг) – во второй цистерне.
2) 6 310 000 + 6 830 000 = 13 140 000 (кг) – всего в двух цистернах.
– Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в одно действие.
V. Повторение изученного материала
1. С. 48, № 2.28. (а) 40; б) 60.)
2. С. 48, № 2.33.
VI. Самостоятельная работа
В а р и а н т 1
1. Найдите значение суммы.
42 399 + 2 317 684 = 2 360 083
2. Выполните сложение, выбирая удобный порядок вычислений.
(228 + 453) + 772 164 + 237 + 363 + 236
(228 + 772 + 453 = 1453.) ((164 + 236) + (237 + 363) = 1000.)
3. На одной полке было 47 книг, что на 14 меньше, чем на второй, а на третьей – на 17 книг больше, чем на первой. Сколько всего книг было на трёх полках? (172.)
В а р и а н т 2
1. Найдите значение суммы.
29 471 + 5 124 368 = 5 153 839
2. Выполните сложение, выбирая удобный порядок вычислений.
(486 + 351) + 514 147 + 256 + 353 + 244
(486 + 514 + 351 = 1351.) ((147 + 353) + (256 + 244) = 1000.)
3. На первом участке растёт 52 дерева, что на 12 деревьев меньше, чем на втором, а на третьем – на 19 деревьев больше, чем на первом. Сколько всего деревьев растёт на трёх участках? (187.)
VII. Рефлексия
– Какое число надо прибавить к натуральному, чтобы получить следующее за ним число?
– Как называются числа при сложении?
– Сформулируйте переместительное свойство сложения.
– Может ли сумма быть равной одному из слагаемых? Привести примеры.
Домашнее задание
С. 50, № 2.51, 2.52, 2.57.