СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включает в себя подробный конспект урока с заданиями. Урок соответствует ФГОС 2 поколения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Дата:_____________ Урок № ___ Класс : 5 Предмет: биология


Тема урока: Мышечная и нервная ткани животных.

Цель урока: сформировать знания учащихся об особенностях строения мышечной и нервной тканей животных, их функциональных особенностях. Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Задачи урока:

Образовательные: развивать понятие о тканях; изучить особенности строения и свойства мышечной ткани; сформировать представление об особенностях их расположения и функциях; раскрыть взаимосвязь строения тканей от выполняемой ими функций.

Развивающие: развить логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; развивать умение работать с учебником и увеличительными приборами, самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли; развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически; развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: воспитать у учащихся интерес к обучению; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием; формировать культуру умственного труда, вырабатывать навыки коммуникативного общения.

Планируемые результаты:

Предметные: Сформировать понятие о мышечных и нервных тканях животных. Приводить примеры мышечных и нервных тканей.

Метапредметные:

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта ; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Личностные: Проявлять интерес к новому знанию. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее результатом.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, плакаты, раздаточный материал.



Ход урока.

1.Организационный момент

– Добрый день, юные мыслители! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!


2. Актуализация опорных знаний

Ребята, какой большой раздел в биологии мы сейчас изучаем?

Какие виды тканей вы уже знаете? (Покровные, проводящие, основные, образовательные, соединительные).

А какую ткань мы изучили на прошлом уроке? ( соединительную ткань).

А теперь, кто желает пойти к доске и сделать задания?

Работа с карточками

1.покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная - …..(ткани растений);

2.эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная – …..(ткани животных);

3.кровь, жировая, хрящевая, костная - …..(соединительная);

4.функции механической ткани: (опора, прочность);

5.главные проводящие элементы древесины - …(сосуды);

6.главные проводящие элементы луба - … (ситовидные трубки);

7.только у зеленых растений есть ... ткань (фотосинтезирующая);

8.основная функция образовательной ткани - … (деление);

9.образовательная ткань не содержит - … (вакуоль);

10.кровь состоит из … и … (плазма и форменные элементы крови);

2. Фронтальный опрос

Определить название тканей по описанию.

Клетки этой ткани очень плотно прилегают друг к другу (покровная);

Ткань образована живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки образуют этой ткани образуют семенную кожуру, скорлупу орехов, косточки плодов (механическая);

Только у зеленых растений есть эта ткань. Она состоит из тонкостенных живых клеток, цитоплазма которых имеет большое количество хлоропластов (фотосинтезирующая);

Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. Выполняет опорную и защитную функции в животном организме (соединительная);

Эта ткань находится в местах соединения костей, что придаёт скелету гибкость. Клетки этой ткани поодиночке или группами погружены в упругое межклеточное вещество (хрящевая);

В основном эта ткань располагается в подкожном жировом слое. Она состоит из большого количества жира (жировая);

В состав этой ткани входят минеральные вещества, придающие ей прочность и органические, обеспечивающие эластичность – все это позволяет выполнять опорную функцию (костная).


3.Мотивация. Целеполагание.

Фотосинтезирующая ткань характерна только для растений, а есть ткани, которые характерны только для животных? (эпителиальные (покровные), соединительные ткани).

Мир животных находится в непрестанном движении. Двигаются стаи животных, отдельные организмы.Движение — очень сложный процесс, в нем участвует различное количество мышц, например у человека, по подсчетам ученых их, от 400 до 680. Для сравнения: у саранчи их до 900, а у некоторых гусениц — до 4000.

Итак функцию движения осуществляют они все с разной скоростью.

Общий вес мышц по отношению к весу тела у мужчин составляет примерно 40%, а у женщин — около 30%, у штангистов — до 55%.

Несмотря на то, что современный человек ходит пешком, вероятно, гораздо меньше, чем его первобытные предки, ученые подсчитали, что за 70 лет человек пешком проходит в среднем более 384 тыс. км (т. е. расстояние от Земли до Луны).

С появлением телевизоров и компьютеров, машин это расстояние еще уменьшилось. Недостаточность физической нагрузки приводит к слабости сердечной мышцы, застойным явлениям во внутренних органах, к ожирению, затруднению дыхания. Движение – это жизнь.

специальной ткани - мышечной.

А что управляет движениями организма?...( мышцы).

…Основу которого составляет …………………


Ребята, как вы думаете, какие ткани мы будем изучать?


И так, тема нашего урока: «Мышечная и нервная ткани животных».

- А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)


4.Изучение нового материала.

Познакомиться с особенностями строения и функционирования мышечной и нервной тканей.

Представим себя микроскопическими человечками и продолжим путешествие по животному организму. Мы приближаемся с вами к мышечной ткани.

И так, Мышечная ткань обладает возбудимостью и сократимостью, обеспечивает движение тех органов, в которых находится. Различают 2 типа мышечной ткани.Давайте найдем в учебнике на с.66, какими бывают мышечные ткани.

Поперечно-полосатаяскелетная мышечная ткань состоит из вытянутых мышечных волокон (10-12 см), каждое из которых содержит много ядер и имеет поперечную исчерченность за счет чередования темных и светлых участков. Волокна объединяются в пучки, из которых состоит мышца. Одно волокно может содержать около 100 ядер!

Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма.

Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от желания человека), их мы можем сокращать по своему желанию. При желании мы можем согнуть руку в локтевом суставе.Поперечно-полосатые мышцы быстро сокращаются и быстро утомляются.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань. В этой ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеют небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивание крови через камеры сердца. Сердечная мышца, как и скелетная, имеет поперечно-полосатое строение, но, подобно гладкой, сокращается непроизвольно.

Гладкая мышечная ткань образована одноядерными клетками (длина около 0,1 мм) с заостренными концами и не имеет поперечнойисчерченности. Гладкие мышцы медленно сокращаются и медленно утомляются. Гладкую мускулатуру называют еще непроизвольной. Мы не можем побледнеть или покраснеть по желанию, потому что расширение и сужение кровеносных сосудов происходит независимо от нашего сознания и обеспечивается сокращением или расслаблением гладкой мускулатуры. Она образует стенки кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов, мочевого пузыря, мышцы кожи. Функции - сокращения стенок внутри полых органов, например перистальтика кишечника, поднятие волос на коже. 

Нервная ткань – ткань с уникальными клетками. Ткань, которая обеспечивает взаимодействие организма как с внешней средой, так и взаимодействие всех внутренних составляющих.

Нервная ткань образует головной и спинной мозги отходящие от них нервы.

Основу нервной ткани составляют нервные клетки – нейроны, каждая из которых состоит из тела с ядром и отростков (коротких – дендритов и длинного – аксона).

 Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглию образуют вспомогательные клетки или  клетки спутницы. Они выполняют опорную, защитную и питательную функции.

Главные свойства нервной ткани – возбудимость (способность вырабатывать нервные импульсы – электрохимические сигналы, регулирующие работу органов) и проводимость (способность передавать возбуждение одного нейрона на другой).

С возрастом, со стрессами нейроны погибают. Поэтому нервную ткань надо беречь…

Ребята, мы с вами выяснили теоретически, какое строение имеет мышечная ткань, но мы же с вами исследователи, поэтому я предлагаю сейчас провести исследование, а для этого выполним лабораторную работу.

1. Рассмотрите «Мышечная ткань» (рис.В). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

2. Рассмотрите «Нервная ткань» (рис. Г). Обратите внимание на особенности строения нервных клеток (состоят из тела и многочисленных отростков двух видов). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о свойствах нервной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

Название ткани

Строение

Функции

Примеры

Мышечная

Гладкая мышечная ткань, состоит из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. 

Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из длинных, многоядерных волокон, имеющих хорошо заметную поперечную исчерченность.

придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.


Передвижение животных, способность реагировать на раздражение (амёба).

Нервная

Клетки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками

воспринимает раздражение и передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам; обеспечивают согласованную работу организма.

образует нервную систему, входит в состав нервных узлов, спинного и головного мозга.


5. Закрепление изученного материала.

Выполните тестовые задания

  1. Общей чертой разных видов соединительной ткани является то, что:

А) Их клетки постоянно делятся внешних факторов

Б) Их клетки прозрачны и плотно прилегают друг к другу

В) Их клетки как бы разбросаны в массе межклеточного вещества

2. К соединительным тканям относят:

А) Кровь Б) Эпителий В) Древесина Г) Луб

3. Гибкость скелету придает:

А) Костная ткань Б) Кровь В) Хрящевая ткань Г) Жировая ткань

4. Жидким межклеточным веществом обладает соединительная ткань:

А) Кости Б) Хрящевая В) Жировая Г) Кровь

5. Функцией жировой ткани не является:

А) Транспорт кислорода Б) Запас питательных веществ

Г) Защита организма от охлаждения Г) Защита от внешних ударов.

Ответы: 1) В; 2) А; 3) В; 4) Г; 5) А.

Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания друг у друга Проверили?

Выставите оценку, исходя из следующих параметров:

«5» - все правильно (100%)

«4» ошибки (80 – 60%)

«3» - 3 ошибки (50 – 30%)

«2» - 4 и более ошибок (менее 20%)


6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, давайте вспомним:

- Какие типы мышечной ткани мы изучили?

- О каких функциях мышечной ткани вы узнали?

- Чем отличаются мышечные ткани?

- Какова цель нашего урока?

- Мы ее достигли?

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…


7. Домашнее задание: §15 ответить на вопросы после параграфа.












Заполните таблицу.

Название ткани

Строение

Функции

Примеры

Мышечная




Нервная




Выполните тестовые задания

  1. Общей чертой разных видов соединительной ткани является то, что:

А) Их клетки постоянно делятся внешних факторов

Б) Их клетки прозрачны и плотно прилегают друг к другу

В) Их клетки как бы разбросаны в массе межклеточного вещества

2. К соединительным тканям относят:

А) Кровь Б) Эпителий В) Древесина Г) Луб

3. Гибкость скелету придает:

А) Костная ткань Б) Кровь В) Хрящевая ткань Г) Жировая ткань

4. Жидким межклеточным веществом обладает соединительная ткань:

А) Кости Б) Хрящевая В) Жировая Г) Кровь

5. Функцией жировой ткани не является:

А) Транспорт кислорода Б) Запас питательных веществ

Г) Защита организма от охлаждения Г) Защита от внешних ударов.

______________________________________________________________________

Заполните таблицу.

Название ткани

Строение

Функции

Примеры

Мышечная




Нервная




Выполните тестовые задания

  1. Общей чертой разных видов соединительной ткани является то, что:

А) Их клетки постоянно делятся внешних факторов

Б) Их клетки прозрачны и плотно прилегают друг к другу

В) Их клетки как бы разбросаны в массе межклеточного вещества

2. К соединительным тканям относят:

А) Кровь Б) Эпителий В) Древесина Г) Луб

3. Гибкость скелету придает:

А) Костная ткань Б) Кровь В) Хрящевая ткань Г) Жировая ткань

4. Жидким межклеточным веществом обладает соединительная ткань:

А) Кости Б) Хрящевая В) Жировая Г) Кровь

5. Функцией жировой ткани не является:

А) Транспорт кислорода Б) Запас питательных веществ

Г) Защита организма от охлаждения Г) Защита от внешних ударов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!