Тема: Трагедия поэта в России В.В. Маяковский
(Урок литературы в 10-11 классах)
Урок-исследование. «Трагедия поэта в России. В.В. Маяковский».
Цель: определить причины трагедии В.В. Маяковский.
Задачи: выработать умения: 1) определять проблемное поле урока; 2) обрабатывать и систематизировать материал; 3) публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Рекомендации к уроку: урок-исследование «Трагедия в России» можно повести на материале биографии не только Маяковского, но и С. Есенина, М. Цветаевой, писателя Фадеева.
Ход урока.
Я хочу быть понят моей страной…
Было стало быть сердце,
Коль выстрелу следом - стоп. (Цветаева)
В 1912 году на литературном Олимпе появился блестящий молодой поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор языка, бунтарь и романтик В.В. Маяковский. Он появился перед публикой в желтом кофте с деревянной ложкой в петлице и сразу привлек внимание. Его стихи стали «пощечиной общественному вкусу».
…Эй, вы!
Небо!
Сними шляпу!
Я иду!..
Масштабность образов, энергия стиха принесла поэтическую славу В.В. Маяковскому. Как и многие его современники, поэт увидел сначала в революции романтику, затем обыкновенную необходимость и самоотверженно бросился к ней в услужение. В.И.Ленин, прочитав одно из стихотворений, написал: «Я редко испытывал такое удовольствие… Я не берусь судить поэтические качества, но политические это совершенно правильно». Похвала Ленина оказалась мощным толчком в карьере Маяковского. Он был признан лучшим поэтом Советского Союза, его слава была провозглашена обязательной. Маяковскому было всего26 лет. Он один из немногих представителей интеллигенции активно сотрудничавший с Советской властью. 14 апреля 1930 г. Маяковский застрелился.
Совместно с учащимися формируется проблемный вопрос урока: «В чем заключается трагедия В.В. Маяковского?».
Учащиеся выдвигают свои версии гибели поэта (несчастная любовь, разочаровался в жизни и т.д.).
Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Обратиться к биографии поэта, стихам, письмам, воспоминаниям.)
Учащимся предлагается познакомиться с различными материалами. Работая в группах, ребята должны ответить на проблемный вопрос урока.
Материалы, которые могут быть использованы на уроке.
В.В. Маяковский о революции 1917 г. Писал: «Моя революция». Оправдались ли надежды Маяковского? Для ответа на вопрос используйте стихотворения поэта «О дряни», «Прозаседавшиеся».
В 20-е годы Маяковский составляет тексты по рекламе государственных предприятий. Он пишет о столовом масле, папиросах, о дешевом хлебе, печенье, галошах… По заказу сочинил поэму « Ткачихи и пряхи, пора нам перестать верить заграничным баранам».
Рекламная и агитаторская деятельность вызывала у многих отвращение, причем среду критиков были далеко не последние литературные имена. И Эренбург в одной из своих статей 1923 г. Сравнивал Маяковского с налетающим аэропланом и счел, что говорить о нем как о поэте не имеет смысла. Большинство коллег по писательскому цеху творческое поведение Маяковского объясняли на обывательском уровне. Родилась расхожая формула: В.В. Маяковский продал свой талант властям за официальную славу, за деньги и заграничные поездки, и потому талант иссяк.
1930 г. – премьера пьесы «Баня» в театре Мейерхольда. Критика встретила всеобщим молчанием. Ни скандала, ни ругани- провально – равнодушное недоумение. Современники в большинстве своем сочли, что В.В. Маяковский написал еще одно сатирическое разоблачение бюрократов, и сделали вывод: исписался. Февраль-март 1930 г. – выставка в Москве и Ленинграде «20 лет работы». Обе дружно проигнорировали коллеги-писатели.
Выводы. Трагедия Маяковского в том, что разочаровался в идеях, которым подчинил всю свою жизнь и свое творчество. В предательстве друзей, в малодушии любимых женщин. В ненужности стране, партии, проводником идей которой был всю жизнь. За этой громадой скрывалась ранимая душа, никто это при жизни не увидел.
В выводах можно опираться на эпиграф, высказывания А.С. Пушкина: «Толпа… в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякого мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, - иначе»; Л.Сейфуллиной: «В нем жила та внутренняя сила, которая редко стречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его ДУША».
Стихи Маяковского, найденные после его смерти (приводим без знаков препинания, как в записной книжке)
… Уже второй
Должно быть ты легла
А может быть
И у тебя такое…
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звёздной данью
В такие вот часы встаёшь и говоришь
Векам истории и мирозданью
Рефлексия. В конце урока ребята отвечают на вопрос : «О чём заставил задуматься разговор, который сегодня состоялся?».