Авторская разработка урока по предмету «Обществознание» в 9 классе, составила Канева Елизавета Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ»СОШ» с.Щельябож МОГО г.Усинск Республика Коми.
Тема урока «Трудовые правоотношения »
I. Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений, разъяснить некоторые правила поведения в трудовой сфере.
- сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;
- познакомить с понятийным аппаратом по теме;
- развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;
- формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;
- способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;
- продолжать формировать правовую культуру учащихся
II. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд
Метапредметные результаты
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы.
Личностные - формирование правового самосознания; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог
участвовать в коллективном обсуждении проблем
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
Технология проблемно - диалогического обучения
Технология оценки учебных успехов
Здоровье сберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
IV. Методы обучения:
Словесные– рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные – демонстрация образцов камней разных формы и цвета (гранит, кремень, известняк).
Практические – работа с учебником, рабочей тетрадью.
V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
VI. Оборудование:
Для учителя – компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ
Для учащихся – Учебник, рабочая тетрадь.
VII. Литература:
Для учителя - Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2017
VIII. Тип урока: открытие нового знания.
IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (5 мин.)
Выявление места и причины затруднения (1 мин.)
Построение проекта выхода из затруднения (Целеполагание) (5 мин.)
Реализация построенного проекта (10 мин.)
Первичное закрепление во внешней речи (5 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)
Рефлексия учебной деятельности (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Организованный конец урока (5 мин.)
X. Оформление классной доски:
| Проблемный вопрос | Дата: Тема урока: | Домашнее задание | |
ХОД УРОКА
I. Орг.момент | Приветствие учителя. Проверка отсутствующих. |
II. Мотивация к учебной деятельности | Предлагаю вам прослушать и обсудить притчу: «Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» – Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на тот же вопрос ответил: -Строю Шартрский собор!» О чем эта притча? Как вы ее понимаете? |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Организует беседу по вопросам: – Что такое труд? С чем у вас ассоциируется слово «труд»? Назовите пословицы и поговорки, которые вы знаете о труде. |
IV. Выявление места и причины затруднения | Какие вопросы, касающиеся трудового права, важны именно для вас: 1. Трудоустройство. 2. Трудовой договор (контракт): заключение и прекращение. 3. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет (несовершеннолетних). Определение уровня практических знаний. |
V. Построение проекта выхода из затруднения | Где фиксируются правила трудовых отношений? Какие документы надо проанализировать, чтобы ответить на важные для нас вопросы? Деление класса на группы для выполнения групповых заданий. |
VI. Реализация построенного проекта | Задание по группам. 1 группа: Проанализируйте Конституцию РФ и назовите права граждан, которые предусмотрены Конституцией РФ в трудовой сфере. 2 группа: Выстроить документы, которые регламентируют трудовые отношения в Российской Федерации, указанные в учебнике, по рейтингу. Аргументируйте, почему так построили список документов. 3 группа: Работа с понятиями «трудовые правоотношения», «трудовая книжка», профсоюзы. Выступление с подготовленным сообщением о профсоюзах. Вопросы для учащихся: Как вы считаете, нужны ли профсоюзы сегодня? Какова главная цель деятельности профсоюзов? Являются ли ваши родители членами профсоюзов? |
VII. Первичное закрепление во внешней речи | Организация работы с учебником (стр. 146-149) Заполните «словарь урока»: закончите предложения. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация работы учащихся в парах. Проведение деловой игры «Заключение трудового договора» (с использованием статей Трудового кодекса РФ (приложение 4). В текстах договора должны быть заложены пункты, противоречащие статьям кодекса: статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены); статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора; статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет; статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет; статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет; статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе; работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет; статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора. Решение практических правовых задач |
IX. Включение в систему знаний и повторение | Организация выполнения тестовой работы и проверка тестов. Домашнее задание |
X. Рефлексия учебной деятельности | Что такое «труд»? На что необходимо обратить внимание, заключая трудовой договор? (Можно применить метод синквейна.) Подведение итогов урока. Заполнение оценочного листа |
XI. Домашнее задание | Домашнее заполнение таблиц: соотношения Конституции и ТК РФ в вопросах трудовых отношений |
XII. Организованный конец урока | Учитель прощается с классом. |
Тема: Трудовые правоотношения
Цель урока: сформируют представление о роли труда в жизни человека, об основных нормах правового регулирования трудовых отношений, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан; овладеют необходимых для жизни правовых знаний в области трудового законодательства.
Предметные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд | понимать последовательность действий на уроке; рационально использовать время на уроке; контролировать свою деятельность; давать эмоциональную оценку своей деятельности на этапах урока; | понимать необходимость получения знаний по теме трудовые правоотношения | работать в группе (использование приема фасилитации), оценивать качество своей деятельности |