СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 11 классе: "Адаптация организмов к среде обитания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 11 классе: "Адаптация организмов к среде обитания"»

Учитель: Аджиева Ляна Асланбиевна

Класс: 11

Тема урока: «Адаптация организмов к условиям обитания».

Тип урока: изучение нового материала.

Технология урока: работа в группах.

Оборудование

фотографии с изображением животных, иллюстрирующих многообразные примеры проявления приспособленности (голожаберный моллюск Эолид, белый медведь, детеныш тюленя, гусеница, лягушка, бабочка - павлиний глаз); таблицы по общей биологии с изображением приспособленности у организмов; коллекция «Виды защитных окрасок».

Раздаточный материал

карточки с алгоритмом работы по изучению приспособленности у данного объекта, таблица «Адаптация организмов к условиям обитания»; научные тексты; тест по закреплению изученного материала, лист самооценивания.

Целевые ориентации урока

Личностные: развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, развитие интереса к познанию живого; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные: формирование умений ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; развитие у участников проектной группы навыков сотрудничества, а так же исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки; умения работать с различными источниками биологической информации, грамотно их цитировать.

Предметные: изучение возникновения и развития разнообразных приспособлений у организмов к среде обитания; раскрытие механизмов их действий; объяснение относительности характера адаптаций.

Планируемые результаты


Личностные умения: личностная мотивация учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия. Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

Метапредметные умения

ПУУД: Умения выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на кон­кретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

РУУД: умения самостоятельной постановки учебной цели, планирования своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, умение участвовать в совместной деятельности.

КУУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные умения

Выпускник должен знать: механизмы наследственности и изменчивости, приспособленности организмов к условиям обитания

Выпускник должен уметь: выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на кон­кретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Приветствие. (2 мин)

I Мотивационный. Постановка цели и задач урока

(8 минут)

Учитель формулирует перед классом проблемные вопросы, подводя учащихся к теме урока:

1. Почему в тропических районах люди чаще всего погибают от укуса змеи?

2. Почему в зимний период в водоемах мы не можем увидеть одноклеточных животных?

3. Почему представители некоторых рыб могут быть неподвижны на фоне кораллов при встрече их с акулами?

- Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока?

Учитель произносит цель урока: рассмотреть основные формы приспособленности у животных и ее относительность.

Обращает внимание на таблицу на доске

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Приспособленность

(адаптация) - совокупность особенности строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида выживание в определенных условиях внешней среды.

2. Все живые организмы имеют те или иные приспособления к среде обитания.

1.Какие формы приспособленности существуют у животных.

2.Относительна ли приспособленность.

1.Существуют различные формы приспособленности у животных.

2.Приспособленность относительна.

3.Приспособленность является результатом движущих сил эволюции.

Примечание: Возможны и другие вопросы. Чтобы ответить на вопросы во второй графе таблицы, учитель предлагает ученикам осуществить работу в группах.












Формулируют и

записывают тему урока в тетрадь «Адаптация организмов к условиям обитания».».






Учащиеся заполняют 1 и 2 графу таблицы.


II

«Открытие» нового знания

(20 минут)

Класс делится на три группы – мастерские.

Перед началом работы учитель инструктирует работу в группах. Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы, алгоритм изучения данного объекта. (Приложение 1)

При ответах учащихся учитель может задавать следующие вопросы:

  • Только ли окраска тела помогает животному выжить в данной среде обитания?

  • Какому фактору среды соответствуют данные приспособления?

  • Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?


-Учитель просит сформулировать вывод.











Проблемный вопрос:

Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания?

Приводит некоторые примеры:

  • Почему в некоторых промышленных районах Англии светлые бабочки стали заметны на фоне темных стволов деревьев? (Учитель обращает внимание на таблицу «Индустриальный меланизм у бабочек»)

  • Количество детенышей гренландского тюленя-белека в 2007 г. насчитывалось - 158 тыс. особей, в 2008 г. -130 тыс. особей, в 2010 г. – 126 тыс. особей. Почему происходит уменьшение особей?

(демонстрация графика).

-Приведите свои примеры, доказывающие несовершенство приспособленности в изменяющихся условиях среды?

-Обобщая ваши и другие примеры, какое свойство характерно для приспособленности?



Проблемный вопрос:

Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции?

-Есть три точки зрения с позиции разных эволюционистов: К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Какая из них наиболее точно раскрывает формирование приспособленности, вам предстоит доказать.

-Учитель предлагает каждой группе научные тексты, в которых представлена точка зрения одного из эволюционистов.

(Приложение 3)

Учитель предлагает выслушать мнения каждой группы. (Обращает внимание на схемы, которые группы представили на доске). Выслушав мнения каждой группы, учитель предлагает поднять карточки, того ученого- эволюциониста, мнение которого является правильным.

Л-Линней

Ж-Б Ламарк

Д-Дарвин

-Учитель сообщает, что впервые материалистическое объяснение происхождения приспособленности дал Ч.Дарвин. Из его теории о естественном отборе, как процессе выживания и размножения, наиболее приспособленных форм, следует, что отбор – основная причина разнообразных приспособлений у живых организмов к среде обитания. Действительно, точка зрения Ч.Дарвина отражает суть формирования приспособленности. Данного объяснения придерживаются и современные эволюционисты.

Учитель возвращается к поставленному проблемному вопросу и просит у учащихся сформулировать вывод.



Учитель возвращается к теме и цели урока.

-Достигли ли вы цели урока? В какой степени?



Учащиеся приступают к работе в группах, в течение которой используют биологические материал, фотографии, рисунки. Результаты каждой группы учащиеся заносят в таблицу (Приложение 2). Осуществляется обмен информацией между группами.



Формулируют вывод: «Покровительственная окраска, маскировка, мимикрия,

угрожающая поза – это формы приспособленности у животных, которые помогают животным выжить в неблагоприятных условиях (заполняется 3 графа таблицы).



«Мозговой штурм»

Предлагают свои варианты ответов.








Приводят примеры

Формулируют вывод: «Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает быть полезной (заполняется 3 графа таблицы).





Учащиеся работают с текстами.

По окончанию работы у 2 и 3 группы на доске появляются следующие схемы формирования приспособленности.

Осуществляется обмен информацией между группами.

(Приложение 4,5)

Схему формирования приспособленности учащиеся заносят в тетрадь.





Формулируют вывод: «Приспособленность является результатом движущих сил эволюции» (заполняется 3 графа таблицы).



Учащиеся работают вместе с учителем

III

Рефлексия

(7 минут)

После рассмотрения всех этапов урока, учитель предлагает учащимся выполнить тест

(Приложение 6).

Ключ к ответам: 1,3,5


Выполняют тест. Осуществляется взаимопроверка.

Критерии оценивания:

«5»-нет ошибок

«4»-одна ошибка

«3»-две ошибки

IV

Домашнее задание

(2 минуты)

Учитель использует на данном уроке дифференцированный подход к выполнению домашнего задания

Если вы получили оценку «5»- получите творческое задание.

Творческое задание

Ответить на вопрос: «Какими чертами приспособленности должны обладать люди, проживающие в северных и южных районах России?»

Д/З. §10

Записывают домашнее задание.

V

Самооценка

(3 минуты)


Учащиеся заполняют лист самооценки.

















Приложение 1



Мастерская 1

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.

  1. Определить среду обитания данного вида детеныша тюленя и белого медведя.

  2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

  3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?


Мастерская 2

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.

  1. Определить среду обитания данного вида (гусеница и бабочка-павлиний глаз)

  2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

  3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?

Мастерская 3

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.

1. Определить среду обитания данного вида (лягушка и голожаберный моллюск Эолид)

2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?








Приложение 2



Приспособленность организмов к среде обитания

Название животного

Среда обитания

Черты приспособленности

Форма приспособленности


































Приложение 3


Текст 1


Прочитайте текст.

К. Линней утверждал, что все живое создано Богом, который для каждого вида выбрал местность, где он будет находиться. Поэтому каждый вид находится в благоприятной для него окружающей среде, имея все необходимое для жизни, а, следовательно, ему незачем к ней приспосабливаться.

Объясните, какой теории придерживался К. Линней, говоря о приспособленности животных к окружающей среде. Согласны ли вы с данной теорией формирования приспособленности?


Текст 2


Прочитайте текст.

Ж.Б.Ламарк утверждал, что «береговая птица, не любящая плавать, но которая все же вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше». Объясните, в виде схемы как происходило формирование приспособленности по Ж.Б.Ламарку.


Текст 3

Прочитайте текст.

Из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…». «Не следует упускать из виду, как бесконечно сложны и как тесно переплетены взаимоотношения всех организмов друг с другом и с физическими условиями жизни, а отсюда понятно, как бесконечно разнообразны те различия в строении, которые могут оказаться полезными всякому существу при изменяющихся условиях жизни. Можно ли считать невероятным, чтобы изменения, полезные в каком-нибудь отношении для существ в их великой и сложной жизненной битве, появлялись в длинном ряде последовательных поколений? Например, Ч. Дарвин утверждал, что «предки» гусеницы, живущей на зеленых листьях, могли быть другой окраски и не питаться листьями. Однако, в силу, каких – то обстоятельств они вынуждены были перейти на питание зелеными листьями. Популяции этих насекомых были неоднородны по окраске в связи с постоянно возникающими мутациями, поэтому среди множества гусениц были особи с зеленоватой окраской, менее заметной на фоне листвы. В борьбе за существование под воздействием естественного отбора выживали и оставляли потомство преимущественно особи с зеленоватой окраской. Процесс продолжался, окраска тела гусениц все более соответствовала фону окружающей среды.

Объясните в виде схемы при участии, каких явлений происходило формирование приспособленности у гусеницы к фону окружающей среды.

Приложение 4



Приложение 5


Приложение 6


Выберите правильное утверждение:

  1. Приспособленность относительна.

  2. Приспособленность организмов абсолютна.

  3. Многие мухи похожи на пчел и жужжат как пчелы – это пример мимикрии

  4. В основе приспособленности лежит упражнение организмов в соответствии с новыми привычками.

  5. Приспособленность сформировалась под влиянием движущихся сил эволюции.



Рисунок 1


Детеныш гренландского тюленя – белек Белый медведь Гусеница



Бабочка – павлиний глаз Лягушка Голожаберный моллюск - Эолид


Карточки


Ч. Дарвин К. Линней Ж. Б. Ламмарк


Лист самооценки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!