СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Как писали в старину».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Тема: «Как писали в старину».

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.

Задачи урока:

- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;

- развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;

- воспитывать интерес к истории письменности.


2. Планируемые результаты:

Предметные: формировать умения определять тему и цель урока.

систематизировать умение составлять алгоритм действий при работе с предложением.

Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.

Метапредметные: К - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Р- определять и формулировать цель на

- уметь высказывать свое мнение;

П- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;




Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).


Технология: технология системно-деятельностного подхода, технология личностноориентированного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.



М

Л

II этап.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-о чем мы с вами будем беседовать и исследовать сейчас узнаем. Давайте отгадаем загадку.( слайд)

- Ребята а вы скажите мне пожалуйста какие виды речи бывают?

- А книга это какая речь?

А вы знаете как люди писали в древности?

Вот сегодня на уроке мы с вами и познакомимся, и узнаем.

Отвечают на вопросы учителя.



Л

М

П

III этап.

Формулирование темы урока

-Как вы думаете, какая же тема будет у нас с вами сегодня? Кто попробует ее назвать?

-А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем правильно ли мы с вами определили. Слайд 4

-А чтобы нам с вами ответить на этот вопрос и узнать мы будем с вами на протяжение урока отгадывать загадки и исследовать полученную информацию.

-Тема нашего урока: «Как писали в старину».



Формулируют тему и учебную цель урока.

П

IV этап.

Изучение нового материала(совместное «открытие» новых знаний).

- Вот и 1 загадка по нашей с вами теме: 5 слайд

-Посмотрите дети , как выглядит скала.

Она действительно отвесная и даже гладкая. Ребята скажите пожалуйста, а как скала может быть связанна с письменностью?

-Действительно в древности, когда люди не умели еще говорить, а только общались с помощью знаков, символов. И они придумали расписывать скалы, рисунками.

-Что же они там рисовали? Посмотрите перед вами лежат листочки разверните их и выберите, где же изображены рисунки на скалах.

-Покажите пожалуйста, кто что выбрал? 7слайд

-Дети посмотрите, действительно на скалах изображали вот такие рисунки. Что же они означали?

-И так ребята человечество развивалось и люди стали замечать, наблюдая за обыкновенной кошкой, что когда она царапает лапками то она на глине оставляет просчерки. Тогда люди решили делать маленькие глиняные дощечки и на этих дощечках писали разные письма. Такая письменность называлась – клинопись. 8 слайд.

-Посмотрите как изображалось. Писалось на них заостренными палочками. Палочки были заостренные как клиночки, отсюда и название клинопись. От слова клин. И мы сейчас с вами попробуем изобразить именно эту письменность.

-давайте возьмем пластилиновые дощечки. При помощи степи мы с вами попробуем написать каждый свое имя. Интереснее писать будет письменными прописными буквами. Если кто то хочет то может написать и печатными буквами. Давайте приступим к выполнению задания.

-молодцы, все справились с заданием. Получаются тоненькие линии.

Раньше люди писали на сырой глине, это для того чтобы если они сделают ошибку, то быстро смогут ее исправить. Просто пальцем затереть неверную букву и написать новую.

Как же интересно люди писали такими палочками слова. Как вы думайте трудно это или нет?

- а если будет большое письмо, удобно ли будет его так писать.

Правильно 1 слово написать удобно и интересно, а большой текст тяжело.

И вот мы с вами познакомились еще с одним видом письменности.

- Хотите узнать еще один вид письменности?

Давайте отгадаем загадку. слайд 9.


Л

П

V этап.

Первичное закрепление изученного материала.

12 слайд давайте откроем учебник на странице 65. Послушайте внимательно информацию. Читает учитель.

13 слайд уч.68 из истории языка.

Посмотрите на слайд, что там написано? Слайд 15

-пословица означает, что важно, что там написано. И можно сравнить с людьми, не важно, как человек выглядит и какую внешность он имеет, а важно, что внутри человека, его ум и мудрость.

Слайд 16. Читают дети.

Слайд 17 давайте попробуем, а получится ли у нас прочитать без пробелов. Посмотрите на слайд. Давайте проверим себя.



П

Л

М

VI этап.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону

-А теперь ребята я вам предлагаю самим попробовать сделать буквицу. Листочки с буквой лежат перед вами. Необходимо использовать элементы растений, животных, которые будут выглядывать из-за буквы. Слайд 14.

- как здорово у вас получилось, молодцы. Вы справились с таким трудным, но очень интересным заданием.

Слайд18. Вот и подошел наш урок к концу. Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос, получилось у нас с вами быть сегодня исследователями?



Л

М


VII этап.

Итог урока. Рефлексивная деятельность.

Открыли или узнали для себя что то новое?

Ребята у вас на парте лежит береста. С обратной стороны раскрасите кружок в тот цвет, который соответствует сегодняшним знаниям. Если вам понравилось все на уроке, то зеленым цветом, были затруднения желтым. И если был очень сложно, то красным.

- Какую тему мы проходили на уроке?

-На чем писали в старину? ( на пергаменте, бересте, церы)

-Чем писали? ( писалом, перьями)


М

Л




























Самоанализ урока.

Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей. Урок был по теме открытие новые знаний.

Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности включали в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность, обеспечили осознанное вхождение в урок. Создавалась ситуация для выявления темы урока. Дети самостоятельно определили тему и цель урока.

На уроке была достигнута высокая познавательная активность учащихся за счёт создания ситуации успеха, использования занимательного материала. Использование ИКТ – технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.

Индивидуальная работа на закрепление показала глубину осознанности, гибкость и действенность полученных знаний. Проведена взаимопроверка, а это одна из форм активной деятельности всего класса.

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности. Хорошая психологическая атмосфера. Проводилась физминутка, которая помогла снижению усталости у детей, а также способствовала поднятию детям эмоционального настроя.

На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритма самооценивания.

Был подведен общий итог работы, проведена рефлексия сравнение как было и как стало.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Каждое задание было направлено на формирование личностных качеств, на развитие предметных и метапредметных умений. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось через постоянное стимулирование, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, рефлексию в конце урока.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Для проведения урока были созданы морально-психологические условия доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок; учебно-материальные условия подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Поставленные задачи урока удалось решить и достичь цели урока т.к. был подобран доступный материал для данной возрастной группы, задан быстрый темп работы, этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, что снимало усталость и перегрузку детей.

ВЫВОД: урок удался целей достиг.