Тема: «Как писали в старину».
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
Задачи урока:
- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
- развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
- воспитывать интерес к истории письменности.
2. Планируемые результаты:
Предметные: формировать умения определять тему и цель урока.
систематизировать умение составлять алгоритм действий при работе с предложением.
Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Метапредметные: К - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Р- определять и формулировать цель на
- уметь высказывать свое мнение;
П- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).
Технология: технология системно-деятельностного подхода, технология личностноориентированного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку. Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | М Л |
II этап.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -о чем мы с вами будем беседовать и исследовать сейчас узнаем. Давайте отгадаем загадку.( слайд) - Ребята а вы скажите мне пожалуйста какие виды речи бывают? - А книга это какая речь? А вы знаете как люди писали в древности? Вот сегодня на уроке мы с вами и познакомимся, и узнаем. | Отвечают на вопросы учителя. | Л М П |
III этап. Формулирование темы урока | -Как вы думаете, какая же тема будет у нас с вами сегодня? Кто попробует ее назвать? -А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем правильно ли мы с вами определили. Слайд 4 -А чтобы нам с вами ответить на этот вопрос и узнать мы будем с вами на протяжение урока отгадывать загадки и исследовать полученную информацию. -Тема нашего урока: «Как писали в старину». | Формулируют тему и учебную цель урока. | П |
IV этап. Изучение нового материала(совместное «открытие» новых знаний). | - Вот и 1 загадка по нашей с вами теме: 5 слайд -Посмотрите дети , как выглядит скала. Она действительно отвесная и даже гладкая. Ребята скажите пожалуйста, а как скала может быть связанна с письменностью? -Действительно в древности, когда люди не умели еще говорить, а только общались с помощью знаков, символов. И они придумали расписывать скалы, рисунками. -Что же они там рисовали? Посмотрите перед вами лежат листочки разверните их и выберите, где же изображены рисунки на скалах. -Покажите пожалуйста, кто что выбрал? 7слайд -Дети посмотрите, действительно на скалах изображали вот такие рисунки. Что же они означали? -И так ребята человечество развивалось и люди стали замечать, наблюдая за обыкновенной кошкой, что когда она царапает лапками то она на глине оставляет просчерки. Тогда люди решили делать маленькие глиняные дощечки и на этих дощечках писали разные письма. Такая письменность называлась – клинопись. 8 слайд. -Посмотрите как изображалось. Писалось на них заостренными палочками. Палочки были заостренные как клиночки, отсюда и название клинопись. От слова клин. И мы сейчас с вами попробуем изобразить именно эту письменность. -давайте возьмем пластилиновые дощечки. При помощи степи мы с вами попробуем написать каждый свое имя. Интереснее писать будет письменными прописными буквами. Если кто то хочет то может написать и печатными буквами. Давайте приступим к выполнению задания. -молодцы, все справились с заданием. Получаются тоненькие линии. Раньше люди писали на сырой глине, это для того чтобы если они сделают ошибку, то быстро смогут ее исправить. Просто пальцем затереть неверную букву и написать новую. Как же интересно люди писали такими палочками слова. Как вы думайте трудно это или нет? - а если будет большое письмо, удобно ли будет его так писать. Правильно 1 слово написать удобно и интересно, а большой текст тяжело. И вот мы с вами познакомились еще с одним видом письменности. - Хотите узнать еще один вид письменности? Давайте отгадаем загадку. слайд 9. | | Л П |
V этап. Первичное закрепление изученного материала. | 12 слайд давайте откроем учебник на странице 65. Послушайте внимательно информацию. Читает учитель. 13 слайд уч.68 из истории языка. Посмотрите на слайд, что там написано? Слайд 15 -пословица означает, что важно, что там написано. И можно сравнить с людьми, не важно, как человек выглядит и какую внешность он имеет, а важно, что внутри человека, его ум и мудрость. Слайд 16. Читают дети. Слайд 17 давайте попробуем, а получится ли у нас прочитать без пробелов. Посмотрите на слайд. Давайте проверим себя. | | П Л М |
VI этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону | -А теперь ребята я вам предлагаю самим попробовать сделать буквицу. Листочки с буквой лежат перед вами. Необходимо использовать элементы растений, животных, которые будут выглядывать из-за буквы. Слайд 14. - как здорово у вас получилось, молодцы. Вы справились с таким трудным, но очень интересным заданием. Слайд18. Вот и подошел наш урок к концу. Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос, получилось у нас с вами быть сегодня исследователями? | | Л М |
VII этап. Итог урока. Рефлексивная деятельность. | Открыли или узнали для себя что то новое? Ребята у вас на парте лежит береста. С обратной стороны раскрасите кружок в тот цвет, который соответствует сегодняшним знаниям. Если вам понравилось все на уроке, то зеленым цветом, были затруднения желтым. И если был очень сложно, то красным. - Какую тему мы проходили на уроке? -На чем писали в старину? ( на пергаменте, бересте, церы) -Чем писали? ( писалом, перьями) | | М Л |
Самоанализ урока.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей. Урок был по теме открытие новые знаний.
Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности включали в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность, обеспечили осознанное вхождение в урок. Создавалась ситуация для выявления темы урока. Дети самостоятельно определили тему и цель урока.
На уроке была достигнута высокая познавательная активность учащихся за счёт создания ситуации успеха, использования занимательного материала. Использование ИКТ – технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Индивидуальная работа на закрепление показала глубину осознанности, гибкость и действенность полученных знаний. Проведена взаимопроверка, а это одна из форм активной деятельности всего класса.
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности. Хорошая психологическая атмосфера. Проводилась физминутка, которая помогла снижению усталости у детей, а также способствовала поднятию детям эмоционального настроя.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритма самооценивания.
Был подведен общий итог работы, проведена рефлексия сравнение как было и как стало.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Каждое задание было направлено на формирование личностных качеств, на развитие предметных и метапредметных умений. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось через постоянное стимулирование, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, рефлексию в конце урока.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Для проведения урока были созданы морально-психологические условия доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок; учебно-материальные условия подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Поставленные задачи урока удалось решить и достичь цели урока т.к. был подобран доступный материал для данной возрастной группы, задан быстрый темп работы, этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, что снимало усталость и перегрузку детей.
ВЫВОД: урок удался целей достиг.