У р о к № 4. Свойства и признаки делимости
Основная дидактическая цель урока: формировать умение применять признаки и свойства делимости натуральных чисел, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
Математический диктант
– Запишите 1, если высказывание верное, и 0, если ложное.
Число 3218 делится на 2.
Число 127 – нечётное.
Число 58 не делится на 5.
Число 165 – чётное.
Число 200 делится и на 5, и на 2.
Число 200 не делится на 2.
Число 198 не кратно 10.
Число 2374 кратно 5.
Число 1000 делится на 10.
Число 165 делится на 2.
Ответ: 1110101010.
III. Работа по теме урока
1. С. 126, № 3.383.
Ответ: а) 222, 222 222; б) 666, 666 666.
2. С. 126, № 3.385 (устно).
– На сколько команд нужно разделить ребят? (3.)
– Какие числа можно разделить на 3?
(3 + 7 = 10 – не делится на 3; 7 + 6 = 13 – не делится на 3;
3 + 6 = 9 – делится на 3.)
Ответ: на 3 команды можно разделить 36 ребят.
3. С. 126, № 3.389.
(6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60, 66, 72, 78, 84, 90, 96.)
Признак делимости на 6.
Число делится на 6, если оно делится одновременно на 2 и на 3.
4. С. 126, № 3.391 (работа в паре с последующей взаимопроверкой).
Ответ: а) 2, 8; б) 0, 6, 9; в) 5, 8; г) 1, 4, 7.
IV. Повторение изученного материала
1. С. 127, № 3.403 (устно).
2. С. 127, № 3.408 (устно).
3. С. 128, № 3.415.
– Каков порядок действий в выражении?
– Какие действия относятся к первой ступени? (Сложение и вычитание.)
– Ко второй? (Умножение и деление.)
7091 + 9663 – (243 916 + 75 446) : 527 : 3
1) 243 916 + 75 446 = 319 362
2) 319 362 : 527 = 606
3) 606 : 3 = 202
4) 7091 + 9663 = 16 754
5) 16 754 – 202 = 16 552
V. Работа над задачей
С. 127, № 3.412.
– Перечислите чётные цифры, кроме 0. (2, 4, 6, 8.)
– Какая цифра может стоять в разряде сотен? (Любая.)
– Какая цифра может стоять в разряде десятков? (Любая из трёх оставшихся.)
– Какая цифра может стоять в разряде единиц? (Любая из двух последних.)
– Сколько трёхзначных чисел можно составить из чётных цифр, не считая нуля?
Ответ: 4 ・ 3 ・ 2 = 24 трёхзначных числа.
VI. Работа в рабочей тетради
С. 38, № 5.
VII. Самостоятельная работа
– Вместо звёздочек вставьте цифры так, чтобы числа в первом столбике делились на 3, во втором – на 9.
34* (2, 5, 8) 34* (2)
5*7 (3, 6, 9) 5*7 (6)
9*45 (0, 3, 6, 9) 9*45 (0, 9)
*674 (1, 4, 7) *674 (1)
1*79 (1, 4, 7) 1*79 (1)
VIII. Рефлексия
– Ответьте на вопросы, решив задачи.
• Митя купил в магазине 3 одинаковых блокнота. Продавец посчитал стоимость покупки – 158 рублей. Прав ли продавец?
• Ты и двое твоих друзей решили купить футбольный мяч и разделить стоимость покупки между собой поровну. Получится у вас это, если мяч стоит 559 р.?
Домашнее задание
С. 128, № 3.424; с. 129, № 3.430, проверочная работа № 1.