М(5)
У р о к 20. Тема: Арифметические действия с натуральными числами. Действие вычитания.
Образовательная цель: систематизировать знания учащихся о действии вычитания, полученные в начальной школе.
Развивающая цель: развитие логики, памяти , внимания.
Воспитательная цель: точность, аккуратность математической записи.
Тип урока. Комбинированный.
Метод. Словесный, беседа, рассказ.
Литература /основная/ Н. Я, Виленкин и др. Математика 5 класс, часть 1
Дополнительная литература: ФГОС в помощь школьному учителю. Автор И. А, Чердаклиева . Поурочные разработки по математике к УМК Н. Я. Виленкин и др., 5 класс
Ход урока
Организационный момент .
проверка посещаемости;
Актуализация знаний. Устный счёт Математическое лото.
– Закройте ячейки с правильными ответами.
• В новом доме 21 этаж. На каждом этаже по 3 квартиры.
Сколько всего квартир в этом доме, если в нём 10 подъездов? (630.) • Чему равен периметр квадрата, если его сторона равна 10 см?
(40.)
• 14 плюс 0. (14.)
Сколько потребуется мешков для расфасовки 160 кг муки по 20 кг в мешок? (8.)
• Найдите сумму 48 и 9. (57.)
• 32 увеличить в 3 раза. (96.)
• Первое слагаемое 800, а второе 77. Найдите сумму. (877.)
• 455 плюс 545. (1000.) – Из оставшихся букв составьте слово. Подсказки: 1) это слово из 8 букв; 2) результат вычитания. 58 Сложение и вычитание натуральных чисел
III. Работа по теме урока
– Из оставшихся букв составьте слово и определите тему урока. («Разность».)
На доске: 8 - 5 = 3 разность уменьшаемое вычитаемое
– Давайте разберём пример и вспомним компоненты вычитания. 1. С. 52–53 (работа по статье учебника).
– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы. 2. С. 54, № 2.74.
– Прочитайте задание. – Назовите уменьшаемое.
– Назовите вычитаемое.
– Сколько единичных отрезков надо отложить?
– В какую сторону?
3. С. 54, № 2.75. Ответ: а) 1188, б) 3019, в) 15 470, г) 15 189, д) 10 767 678, е) 86 543 211.
4. С. 54, № 2.65. (469 км.)
5. С. 54, № 2.68. – Прочитайте задачу. – Сколько листов напечатал первый принтер? – Сколько листов напечатал второй принтер? – Как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?
– Решите задачу. 1465 - 1325 = 140 (л.) – на столько листов второй принтер напечатал больше.
IV. Работа в рабочей тетради С. 22, № 3, № 5. – При вычитании число увеличится или уменьшится?
V. Работа над задачей С. 57, № 2.98.
– Сколько сухогрузов было в порту?
– Сколько контейнеров на первом сухогрузе?
– Что сказано про количество контейнеров на втором сухогрузе? – Что известно про третий сухогруз?
(В ходе анализа данных составляется краткое условие.)
– Можем ли мы узнать, сколько контейнеров на втором сухогрузе? Почему? – Можем ли узнать, сколько контейнеров на третьем сухогрузе? Почему?
– Составьте план решения задачи.
– Решите задачу.
1) 40 + 14 = 54 (к.) – на третьем сухогрузе.
2) 40 + 17 = 57 (к.) – на втором сухогрузе.
3) 40 + 54 + 57 = 151 (к.) – на трёх сухогрузах.
VI. Этап закрепления знаний.
Тест 1. В примере 48 - 16 = 32 число 16 является…
1) разностью 2) уменьшаемым 3) вычитаемым
2. Разность двух чисел 65 и 37 равна… 1) 32 2) 28 3) 13
VII. Работа в рабочей тетради С. 21, № 2.
VIII. Рефлексия
– Какое действие называется вычитанием?
– Какое число называется уменьшаемым? вычитаемым? разностью?
– Как узнать, на сколько одно число больше другого?
– С какими новыми терминами вы познакомились? Подчеркните их в тетради.
Домашнее задание С. 58, № 2.107, 2. 110.