СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 5 класс "Здоровье человека и безопасность жизни" (2 часа)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 5 класс "Здоровье человека и безопасность жизни" (2 часа)»

Разработка урока 5 класс "Здоровье человека и безопасность жизни" (2 часа)

Цели: дать представление о взаимосвязи здоровья и образа жизни, о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения; познакомить с простейшими способами оказания первой помощи, в том числе первой помощи при отравлениях.

Задачи:

  • Способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность через изучение вопросов о здоровье человека и безопасности жизни;

  • Развивать эмоционально-негативное отношение учащихся к вредным привычкам;

  • Создать условия для воспитания у учащихся стремления к здоровому образу жизни;

  • Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью людей в целом, прививать определенные практические навыки.

Основное содержание темы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Планируемые результаты:

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, стремление к познанию нового, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные: умение выявлять признаки понятий и оперировать ими; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, осуществлять ее преобразование.

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.

Предметные: осмысление информации о взаимосвязи здоровья и образа жизни, знания о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения; овладение простейшими способами оказания первой помощи.

Оборудование и организация образовательного пространства: учебники; рабочие тетради; электронное приложение; презентация учителя; компьютеры, наличие интернета; оборудование для лабораторной работы «Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая».

ХОД УРОКА:

  1. Актуализация изучаемого материала.

- Здравствуйте, ребята. Подумайте о значении слова «здравствуйте». Подберите однокоренные слова к этому слову. Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

- Прочитайте на с. 146 учебника первые два абзаца. О чем пойдет речь на уроке? О вашем здоровье, сохранении здоровья на долгие годы и безопасности жизни. Как вы понимаете фразу: «Здоровый образ жизни»? Да, постоянное соблюдение правил сохранения и укрепления здоровья называют здоровым образом жизни. Давайте расшифруем это понятие.

Учащиеся начинают составлять памятки «Будь здоров»! (индивидуальная работа, или в парах).

  1. Изучение нового материала.

  1. Продолжение составление памятки «Будь здоров»! с помощью текста учебника, материала электронного приложения.

  2. Разгадывание загадок.

  • Все ломаю, все срываю, ничему пощады нет. (вихрь)

  • Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать. (ветер)

  • Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, да не видишь его. (ветер)

  • Чего на свете нет буйнее? (ветер)

  • Меня никто не видит, но всякий слышит, а верную спутницу мою всякий может видеть, но никто ее не слышит. (гром и молния).

  • Летит огневая стрела, никто ее не поймает:

  • Ни царь, ни царица, ни красная девица. (молния)

  • Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (град)

  1. Чем опасны сильный ветер, град, молния? Что необходимо сделать, чтобы не случилось беды? (беседа).

  2. Чтение текста учебника с. 147-148. Построение коллективного рассказа о поведении человека при сильном ветре, граде, грозовых явлениях и молнии.

  3. Учитель записывает на доске названия растений и животных: ветреница дубравная, вех ядовитый, багульник болотный, багульник, гадюка.

- Что вы о них знаете? Что общего у перечисленных организмов? (Они ядовиты) Для чего нужно их знать? Перечислите те ядовитые растения и животных, которые встречаются в нашей местности.

  1. Учитель обобщает понятия «ядовитые организмы», рассказывая, что в современной литературе ядовитыми принято считать организмы, которые вырабатывают токсические вещества, даже в незначительных количествах вызывающие поражение организма человека и животных или смерть. Отравление происходит из-за использования их (по незнанию) вместо пищевых, пряно-ароматических, лекарственных растений.

  2. Далее следует коллективная работа с текстом учебника (с.149). Одновременно ведется заполнение таблицы.

Вид растения или животного (ядовитые органы)

Признаки отравления

Багульник болотный (ядовито все растение)

При слабом отравлении – головная боль, при сильном - тошнота, рвота, снижение кровяного давления, учащение сердцебиения, ухудшение зрения, наступление удушья.

Белена черная (ядовито все растение)

Сильное возбуждение, сменяющееся угнетением и неспособностью стоять и двигаться, галлюцинации, значительное расширение зрачков.

Ветреница дубравная (содержит жгучее летучее вещество)

Слезотечение, кашель, спазм гортани.

Вех ядовитый, или болиголов водяной, или цикута.

Яд цикуты – яд высокой токсичности, легко всасывается в кровь, действует на центральную нервную систему. Первые признаки отравления наступают через 20-30 мин., выражаются в слюнотечении, дрожи. Повышается возбудимость, появляются судороги. Смерть наступает от удушья из-за паралича дыхательного центра.

Вороний глаз (ядовиты все органы растения, особенно плоды)

Боль в желудке, желтушность слизистых оболочек. Яд действует на ЦНС и на сердечную мышцу.

Прострел раскрытый, или сон-трава

Сок растения, попав на кожу, вызывает зуд, ожег до пузырей. Свежая трава обладает жгучим вкусом и резким, вызывающим слезотечение запахом.


  1. Учитель сообщает учащимся, что первая помощь при большинстве отравлений ядовитыми растениями должна сводится к скорейшему удалению содержимого желудочно-кишечного тракта (обильное промывание, введение слабительных), сопровождаемому приемом внутрь адсорбирующих (активированного угля), нейтрализующих (крахмальная слизь, яичный белок, молоко) веществ. Одновременно надо установить причину отравления по непереваренным остаткам. Дальнейшее лечение проводится медицинскими работниками.


  1. Проверочно-рефлексивная деятельность.

  1. Учащиеся по цепочке ведут рассказ о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Идет запись на доске.

  2. Учитель демонстрирует короткую презентацию о вредных привычках.

  3. Учащиеся размышляют над вопросами: можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что бы вы хотели изменить в вашем образе жизни?

Затем подводят итоги своей работы на уроке.

Сегодня на уроке я узнал(а) … и научился(лась) … .

  1. Домашнее задание.

Задание № 1. Найти материал в прессе, СМИ об опасных природных явлениях, произошедших в последнее время. Подумать, как бы вы стали действовать в опасных для себя ситуациях. Отдельным учащимся – подготовить сообщения о поведении при землетрясении, при пожаре, при переходе улицы, на льду, водоемов. Узнать о ядовитых растениях и животных своей местности.

Задание № 2.

Лабораторная работа: Приготовление водного настоя шиповника.

Оборудование: плоды шиповника, колба на 200 мл, воронка с фильтром (или кусок марли), стакан химический на 200 мл, колба с кипячёной водой.

Ход работы:

  1. Промойте столовую ложку плодов шиповника (10-15 шт.) (мяты перечной), положите их в колбу с горячей водой. Медленно нагревайте до кипячения 10 минут. Настаивайте еще 10 15 минут.

  2. Охлаждённый отвар профильтруйте (процедите), залейте кипячёной водой до объёма одного стакана.

  3. Используйте полученный настой вместо чая.

Сбор трав, применяемый при ОРЗ

  • Корень алтея лекарственного 2 части,

  • Листья мать-и-мачехи обыкновенной – 2 части,

  • Трава душицы обыкновенной – 1 часть.

  • 2 столовые ложки смеси залить 2 стаканами кипящей воды, настоять 20-30 минут, процедить. Принимать теплым по ½ стакана настоя 3-4 раза в день.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!