1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.
2.Умеют письменно умножать на двузначные числа.
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | I этап. Самоопределение к деятельности. /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки. | СЛАЙД 1 Психологический настрой. Закройте глазки, улыбнитесь, откройте глазки, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца; погладьте голову, чтобы она хорошо работала; погладьте правую руку, чтобы она красиво писала; а теперь повернитесь, улыбнитесь соседу, пожелайте и ему успехов. - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделают 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? - Я тоже вам желаю успешной работы. - Начинаем наш урок математики. - Открыли тетради записали число ,кл.раб. -Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Вы с ним согласны? -Не будем терять время. Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? СЛАЙД 2 (Ой, ребята, кажется я что-то напутала. Помогите мне восстановить правильную последовательность действий .) | - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих и т.д. Хором читают по экрану. - Да. Знакомятся с содержанием слайда. Называют правильную последовательность этапов урока. | Личностные УУД: самоопределение |
2. | II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. /4 мин./ Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; 2) фиксация свойств умножения и приемов умножения(устных и письменных); 3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) СЛАЙД 2 ПЕРВЫЙ ШАГ – «Вспоминаем то, что важно для урока» Математический диктант( слайд 3): (ученик у доски) 1.Найдите произведение чисел 3 и 8. (24) 2.Найдите частное чисел 20 и 5. (4) 3. Во сколько раз 24 больше 4. (в 6) 4. Во сколько раз 3 меньше 15. (5) 5. Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получилось 6? (30) 6. Какое число надо увеличить в 4 раза, чтобы получить 32? (8) 7. Какое число надо увеличить на 2, чтобы получить 30? (28) 8. На проспекте 81 дом, а в соседнем переулке в 9 раз меньше . Сколько домов в соседнем переулке? (9) 9. У паука 8 лап. Сколько лап у 7 пауков? (56) - Проверка. Слайд 4 - Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете зашифрованное слово Слайд 5 24 | 4 | 6 | 5 | 30 | 8 | 28 | 9 | 56 | е | у | н | м | и | о | н | ж | е | - УМНОЖЕНИЕ - Что такое умножение? (арифметическое действие) - Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение) - Назовите свойства умножения. a* b = b*a переместительное (a*b)*c = (a*c)*b = a*(b*c) сочетательное a*(b+c) = a*b + a*c распределительное - Молодцы, вы все знаете об умножении.Сегодня на уроке вам понадобятся эти знания. СЛАЙД 4 - Посмотрите внимательно на экран , разбейте выражения на группы. 70х80 12х3 74 х 23 40 х 30 16 х 5 Первая группа ( умнож. на двузначные числа, оканчив нулями) - Это прием устный или письменный ? (устный) решаем В эту же группу можем записать еще примеры? Вторая группа ( умножение двузначного на однозначное) | Участвуют в диалоге. Нужно найти значения произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникатив ные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | III этап. Выявление места и причины затруднения. /1 мин/ Цель: 1) организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) выявление и фиксирование причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа. | - Еще какая группа ( умнож двузн на двузн) Сможем решить устно? ПОЧЕМУ? Ребята. А такие примеры мы решали? (нет) -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? | - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце). Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет. | |
4 | IV этап. Постановка учебной задачи, темы урока. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) Цель: построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1.уточнение цели проекта; 2. уточнение темы урока; 3. определение средств; 4. построение плана достижения цели | - Значит, время определить основной вопрос урока. - Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? СЛАЙД 5 (Научиться решать примеры . где умножение многозн. На двузнач.) -Хорошо задачу поставили -На какой вопрос мы ответим в ходе урока? (А как вообще умножать мнгоз.числа) -Итак какая тема урока? СЛАЙД 6 Приступаем к работе - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? СЛАЙД 7 Эту работу я предлагаю выполнить в группах под девизом: Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь один, сделаем вместе. (Вспомните правила работы в группе). Учитель на доску – карточка с примером. 24х28 Дети вместо точек и звезд вставляют цифры и знаки действий и решают. - Итак раб закончили, от каждой команды выходят представители к доске и рассказывают, что вы делали СЛАЙД 7 Какое свойство умножения вы применили? - Какие приемы умножения использовали? - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Какие приемы из изученных мы применим? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) СЛАЙД 8 | -Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. - Умножение на двузначное число. Объясняют приём умножения. -Распределительное. 1) прием умножения суммы на число; 2) письменный прием умножения на однозначное число; 3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями; 4) письменный приём сложения чисел. - Нет. - Да. -Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникатив ные: - умение выражать свои мысли; |
5 | V этап. Реализация построенного проекта (8 мин) Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило 2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик. 3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию) 3)организовать уточнение общего характера нового знания | -СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ: СЛАЙД 9 «Открываем новые знания» Предлагаю каждой команде получить карточку – схему и по образцу решите пример СЛАЙД 10 - Посмотрим результаты. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий? Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть). - Какую цель поставим дальше? -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? Сформулировать недостающие шаги в алгоритме. Составить опорный сигнал. Учитель по ходу чтения алгоритма учащимися фиксирует на экране схему – опору. СЛАЙД 10 Проверка по эталону СЛАЙД 11 - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? | Ответы учащихся. Записывает решение на доске (если может, комментирует). Нет. -Умножение на десятки. Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число -Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке, зачитывают. Проверяют. -В учебнике (сравнивают с объяснением темы на с. 94) Ответы учащихся. Умножать на двузначное число. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
| Физкультминутка (2 мин) | |
6. | VI этап. Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? - Какую цель вы поставите на следующий этап? - Что для этого надо сделать? -СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ: СЛАЙД 12 «Применяем новые знания» а) с.44, № 156. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре. б) с.44, № 157 - с комментированием у доски, остальные самостоятельно. –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по образцу. (На доске) -Как вы думаете, нет ли “опасного места” при решении таких примеров? - Посмотрите на пример. Где допущена ошибка? СЛАЙД 13 | -Нет. -Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число. -Потренироваться в использовании нового алгоритма. Объясняет 1 из пары. Два ученика работают у доски, остальные в тетради. Объясняют. | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; |
7. | VII этап. Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа | - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. ( 984 ·17 583 · 38) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Выводит ответы к заданию на экран. СЛАЙД 14 - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей | Регулятивные УУД: Прогнозиро вание; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; |
8. | VIII этап. Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите периметр и площадь палисадника. (Для чего на практике нужно знать периметр и площадь палисадника?) - Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? Назовите первый вопрос. Каким действием ответите на первый вопрос? Назовите второй вопрос. Каким действием ответите на второй вопрос? Назовите третий вопрос. Каким действием ответите на третий вопрос? - Выполните решение в тетради. (Проверка устно). А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 15 Красная – (сложное) х-783=58*45 Желтая - среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 16 | При решении задач, уравнений. Один ученик у доски, другие в тетрадях. Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Познаватель ные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9. | IX этап. Рефлексия учебной деятельности. 1.Что нового узнали? / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. 2.Домашнее задание | -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Проводит инструктаж домашнего задания. 1) С 44, №159 2) С. 44, № 160 3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Спасибо вам за активное участие. | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. (Каждый ряд получает лист А 3 с нарисованной вазой и стеблями цветов и, ученики прикрепляют к нему свои цветки). Записывают задание в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познаватель ные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |