СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по  русскому языку и окр миру в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Дисциплина: Русский язык, окружающий мир (интегрированный урок).

Учебники: Л.Г. Климанова. Русский язык. 1 класс. – М.: Просвещение, 2023.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. – М.: Просвещение, 2023.

Тема: Имя собственное

1 класс

Продолжительность урока: 40 минут.

Конспект урока по русскому языку и окружающему миру.

(1 класс, «Школа России», Л.Г. Климанова)

Тип урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир).

Тема: Имя собственное.

Единица содержания: способ определения и написания имен собственных.

  1. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

  2. Заглавная буква в написании имён собственных.

Цель: Научить выделять имена собственные в ряду слов и правилу их написания.

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты:

    • вырабатывать каллиграфический навык;

    • закреплять умение делить слова на группы по морфологическим признакам;

    • формировать умение правильно писать имена собственные;

    • формировать умение правильно называть географические объекты, показывать их на карте;

  2. Метапредметные результаты:

  • развитие элементов логического мышления (анализ, обобщение, классификация);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (рисунок, схема);

  • проверять написание слова, писать орфографически правильно;

  • ставить цель урока, достигать ее;

  • уметь работать в группе.

  1. Личностные результаты:

  • любовь к Родине;

  • уважение к имени.

Оборудование: карта России (приложение 2); карточки со стихотворениями для групповой работы (приложение 1), карточки со словами «Киева», «Родине», «Москва».

На доске: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.

Язык до … доведёт.

Где ни жить … служить.

… всем городам мать.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. обоснование

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

(Дети садятся, настраиваются на работу.)

Настрой на работу.

Минутка чисто-писания

Запишем в тетради число.

Какое буквосочетание встречается во всех словах? Москва, Россия, космос, мост?

Верно. Закрепим написание букв о, с и верхнего соединения этих букв между собой.

Ос.

(Прописывают в тетради.)

Выработка каллигра-фического навыка.

Актуализация знаний

Вспомним прошлую тему. На какие группы можно поделить следующие слова: рыжий, красный, снегирь, лает, мяч, белый, ползать?

Вспомним группу слов, которая прозвучала в начале урока.

Верно. К какой группе слов относятся эти слова?

А можно ли эту группу слов поделить еще на группы?

Это группы слов, которые отвечают на вопросы: кто, что? какой? что делает?

Москва, Россия, мост, космос?

Это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

Первая группа – Москва, Россия; вторая – мост и космос.

Первая группа – это названия.

Проверять степень усвоенности темы прошлого урока (Группы слов). Актуализиро-вать знания.

Изучение нового материала

Молодцы. Сегодня мы поработаем с «названиями».

Вы уже сидите по группам. Скажите, по какому признаку я вас попросила сесть?

Верно. Предлагаю вам по группам из написанных слогов на доске составить имена. Девочки будут составлять имена мальчиков, а мальчики – имена девочек. Приступим к выполнению.

Молодцы. Хорошо справились с заданием. Помните, мы с вами говорили о словах, которые требуют к себе уважения. Какие это слова?

Каким образом на письме мы проявляем уважение к этим словам?

А как вы думаете, нужно ли к нашим именам проявлять уважение?

Нам сейчас нужно будет записать эти имена. А чтобы их записать, нужно подумать, каким образом на письме выразить уважение к именам?

Верно. А только ли имена мальчиков и девочек будем писать с заглавной буквы?

А еще?

Верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак.


Итак, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Верно. Только в русском языке такая группа слов называется имена собственные.

Имена собственные – это слова, которые предназначены для называния конкретного предмета и выделяют этот предмет из ряда похожих.

Например, вот у нас группа девочек. Но если я скажу – Яна, значит, выделю из этой группы только Яну.

Как вы считаете, какая цель нашего урока?

Этим мы с вами и займёмся. Разделим слова на четыре колонки. Запишем над одной колонкой слово Мальчики, над второй – Девочки. Запишите, пожалуйста, правильно по два имени в каждую колонку из прозвучавших имен от групп.

Мальчики в одной группе, девочки – в другой.

Научиться правильно писать имена собственные: с прописной буквы.

Развитие логических операций.

Формирова-ние понятия «имена собствен-ные». Работа на усвоение правила написания имен собственных.

Совершенст-вование умения ставить цель деятельности учащимися самостоятельно.

Физ. мину-тка

Давайте разомнемся.

Мы сейчас все дружно встанем.

Если называю женское имя – будем прыгать, мужское – в ладоши хлопнем.

Саша, Лида, Маша, Миша, Даша, Соня, Андрей, Алексей, Рома, Коля, Лада, Поля, Алена, Артур.

Отдохнули. Садитесь.

(Дети прыгают и хлопают в соответствии с заданием.)

Отвлечение от работы. Расслабление, небольшой отдых. Смена деятельности.

Первичное закрепле-ние изученного

Вспомним правило, с которым мы познакомились.

Закрепим это правило. Даю по карточке на группу. Ваша задача – исправить ошибки.

(Проверяет у каждой группы.)

Запишем над третьей колонкой в тетради – Клички, над четвертой – Города. Какие две клички можем вписать в нашу табличку?

Предложите названия двух городов.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

(Работают по группам по карточкам (приложение 1). После проверки учителем стихотворения зачитываются для класса каждой группой).

Тишка, Барсик.

Тула, Москва.

Закрепление изученного правила.

Работа с географической картой

Итак, названия географических объектов также пишутся с прописной буквы.

Откроем рабочую тетрадь по окружающему миру с. 30-31 (или раздать распечатанные заготовки

2). Каким значком на карте обозначены города?

А реки?

Девочки подпишут на карте названия рек. Мальчики – названия городов.

Что записали? Проверим.

Кружочками.

Голубой линией.


Девочки: Енисей, Обь, Иртыш и т.д.



Мальчики: Москва, Екатеринбург, Омск и т.д.

Формирование умения работать с картой, переносить географичес-кие объекты с карты на карту без обозначений.

Работа с пословица-ми

(На доске написаны три пословицы с пропущенными словами.) Посмотрите на доску. Здесь даны пословицы, в которых пропущены слова. Вам необходимо вставить слова, чтобы получились пословицы.

Хорошо. Что обозначает эта пословица?

Запишем пословицу в тетрадь. (В предложение на доске вставляется слово). Первое слово в предложении пишем…

Верно. А слово «Киев» как напишем?

Кто еще смог составить пословицу?

О чём эта пословица?

Как напишем слово «Родину»? (В предложение на доске вставляется слово).

А что, это имя собственное?

Запишем пословицу в тетрадь.

И составим третью пословицу.

А какую мудрость вкладывал народ в эту пословицу?

Что мы можем сказать о написании слова «Москва»?

(В предложение на доске вставляется слово).

Запишем третью пословицу в тетрадь.

На этом задании мы закончим закрепление нового правила и подведём итоги урока.

- Язык до Киева доведёт.

С помощью общения можно узнать ответ на любой вопрос.

С заглавной буквы.

Тоже с заглавной буквы, потому что это имя собственное.


Где ни жить – Родине служить.

О том, что мы обязаны любить и защищать нашу Родину как родную землю.

С прописной буквы.

Нет, но заглавной буквой мы показываем уважение к родной земле.


Москва всем городам мать.

Москва – столица нашей Родины. Люди, которые управляют страной, должны заботиться о всех городах.

Это имя собственное. Напишем с заглавной буквы.

Развитие речи, закрепление представле-ний о пословице. Закрепление правила написания имен собственных.

Итог

Что мы сегодня узнали на уроке?

И что же такое имена собственные?

Как пишутся имена собственные?

Что Вам понравилось на сегодняшнем уроке?

С какими трудностями столкнулись на сегодняшнем уроке?

Тем не менее мы сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам за урок.

Узнали, что такое имена собственные и как их писать.

Имена собственные – это слова, которые предназначены для называния конкретного предмета и выделяют этот предмет из ряда похожих.

Имена собственные пишутся с прописной буквы.


- Работа в группах.

- Стихотворения об именах собственных.

Трудно подписывать географические объекты на карте.

Подведение итогов. Акцент на тему урока. Закрепление термина и правила.





Рефлексия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!