МАОУ «Видновская» гимназия
Учитель истории и обществознания: Орлова Светлана Игоревна.
Тема открытого урока: «Египет - государство на берегах Нила». Раздел II. Древний Восток.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: Коллективная, групповая.
Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и рабочей тетрадей.
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Мета-предметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Задачи:
- изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;
-обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»;
-продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника и историческими источниками;
-воспитывать уважение к культурному наследию древнейших цивилизаций.
Новые понятия: пороги, дельта, оазисы, фараон.
Образовательная среда урока: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». Просвещение, 2014; карта Древний Восток; рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1. Г.И. Годер.
Оборудование: карта Древнего Египта на интерактивной доске, рабочая тетрадь по истории Древнего мира, часть 1. Г.И. Годер.
ХОД УРОКА:
Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка присутствующих и готовности к уроку.
Учитель: Ребята, мы свами закончили изучение о жизни первобытных людей, и преступаем ко 2-й части нашего курса. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок-путешествие в далёкую, непохожую на нашу страну. А вот какую попробуйте угадать по тому, что сейчас увидите. Итак, я вас приглашаю в путешествие!
На доске учитель располагает геометрическую фигуру - пирамиду.

1. Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?
2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?
(Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.)
Варианты ответов учеников: Древний Египет. Тему ученики записывают в тетрадь.
На сегодняшнем уроке, нам нужно будет постараться ответить на такой проблемный вопрос: Почему Египет называют даром Нила?
Учитель: Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Какие будут ваши предложения …????
В результате совместных действий (высказываний) учеников на доске учителем записывается план урока, после чего сверяет со своим планом, и ученики переносят всё в тетрадь.
План.
1.Географическое положение Египта.
2.Природно - климатические особенности Египта.
3.Объединение государства.
Слова учителя: ребята, сегодня мы совершим уникальное путешествие в одно из первых государств, появившихся на нашей планете – государство на берегах Нила, то есть Древний Египет.
В этом интересном путешествии нам помогут наши гиды-проводники, которые познакомят нас с государством Египет. Первый гид – Гаврилова Валерия, которая расскажет о том, где было расположено государство Древний Египет, второй гид - Соловьев Владислав покажет и расскажет нам о природе Древнего Египта, и третий гид - Милано Лев – расскажет об объединении Древнего Египта. Уважаемые туристы и исследователи! За вашей работой будут наблюдать эксперты – гости, прибывшие к нам на урок (управление образования). Они-то и дадут оценку сегодняшней вашей работы.
Посмотрите на карту и подумайте: почему первое государство образовалось именно здесь?
Ученики размышляют и приводят свою точку зрения.
Рассказ учителя. Итак, более 5 тысяч лет назад на нашей планете появились первые государства. Сходным было то, что все они зародились на берегах великих рек вдоль берегов Тигра и Евфрата. В Западной Азии обосновалось государство древних шумеров - Междуречье, а на берегах Нила в Северо-Восточной Африке – Древний Египет, который являлся одним из первых крупных царств на берегах реки Нил.
Учитель: О чём более подробно мы попытаемся узнать, поработав с картой. А теперь мы выполним задание с картой для этого: к доске пойдёт Гаврилова Валерия и покажет на карте … а мы с вами внимательно посмотрим и перенесём всю полученную информацию в рабочую тетрадь на печатной основе, на стр. 20, которую я в конце урока у вас соберу. И так….
Где находится Нил;
Найдёт название двух морей – (с Севера – Средиземное, а с востока – Красное), которыми омывает Древний Египет;
Укажите районы земледелия в Египте и их границы;
Укажите название древней столицы Египта – Мемфис;
Посмотрите на карту и подумайте, что необычного в течение реки? Как она впадает в море? (ученики дают примерный ответ)
Учитель: На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни. Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира. Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км. Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. (В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)
Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. Как вы думаете, а что такое пороги и для чего они были нужны? Учащиеся, глядя на картинку и обращаясь к учебнику, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?
Учитель: правильно, ПОРОГИ - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю.
К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречались ОАЗИСЫ, которые спасали спутников от неминуемой гибели жары.
Как вы думаете, что такое ОАЗИСЫ? (учащиеся предлагают версии, что это может быть). Ученики в учебнике ищут ответ на вопрос и записывают.
Учитель: ОАЗИС-островки зелени, встречающиеся в пустыни.
Физминутка: ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
Как вы думаете, почему египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ»? (ученики думают и приводят варианты ответов)
Учитель: Как я уже говорила древние государства возникали там, где основным занятием людей становилось земледелие.
О том, как это произошло в Египте нам расскажет Соловьев Владислав: Египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль - ноябрь. К этому времени должны были быть вырыты каналы. Поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. В эти же месяцы, когда не было сельскохозяйственных работ, власти призывали крестьян на государственные работы - строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках. С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен. Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.
На основании изученного материала давайте заполним таблицу.
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства | Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства. |
| |
| |
| |
| |
Учитель: Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его». Согласны ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ? (ученики высказывают свою точку зрения, вспоминаю выше изложенный материал).
Учитель: посмотрите на наш план урока, о чём мы с вами ещё не успели поговорить? (Ученики отвечают: о объединение государства).
Хорошо, давайте продолжим знакомиться с Египтом, и предоставим слово нашему следующему гиду – Милано Льву.
Милано Лев: (ученик рассказывает и показывает на слайде) Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие города-государства - номы. Их было более сорока. Номы воевали между собой, так как каждый из них хотел присвоить себе земли другого. Наконец образовались два царства: в верхнем течении Нила - южное царство - Верхний Египет; в нижнем течении Нила - северное царство - Нижний Египет. Войны между двумя царствами закончились победой Верхнего Египта. Его царь Мина объединил страну и короновался сразу двумя коронами - белой и красной. Это произошло примерно в 3000 году до н. э. Столицей государства стал город Мемфис. Впоследствии правители Египта неоднократно переносили свои столицы в другие города. Царя Древнего Египта называли фараоном.
Запишите кто такой ФАРАОН- повелитель всего Египта.
Учитель: Итак, давайте запишем: объединение Древнего Египта произошло около 3 тысяч лет назад до нашей эры. Единым правителем Египта стал фараон. В тетрадях на странице 21 в задании №27 сделайте необходимые записи.
Проверка понимания.
Учитель: а теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы и нашего путешествия соединить в единое целое и одним словом обосновать ответ на вопрос «Где и почему возникли древние государства? Почему Египет называли даром Нила?»
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23 (по выбору).
Информация о домашнем задании.
Параграф 6 читать, ответить на вопросы в конце параграфа, подготовить выступление, можно презентацию о тайнах, загадках или достопримечательностях Египта.
Рефлексия.
Учитель: Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:
1.Где расположено государство Египет? (Северо-Восточная Африка)
2.Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное)
3.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
4. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)
Ответ на проблемный вопрос: Почему Египет называют даром Нила?
А сейчас мы с вами составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак… Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?
Выставление оценок за урок.
Учитель: Все работали отлично, всем спасибо. Особая благодарность гостям и гидам! До свидания!