Организационный момент. 2. Стадия вызова. 3 Осмысление. 4. Физминутка 5. Работа с текстом. Изучение нового материала. 6. Закрепление. Беседа по иллюстрации. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание. | Организация пространства класса для работы групп. Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. -Что ты хочешь? Ответь,- жизнь спросила меня. Или что-то иметь, или что-то понять. Нет, я злато менять, не желаю на медь Мне важнее понять, а не что-то иметь. Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли Щедрый дар любоваться всем богатством земли. Научи беспристрастью, от бесстрастья уволь И людское участье ощутить мне позволь. Мне понять бы, постичь бы и в грозу, и в тиши Красоту и величье человечьей души Не пройти бы мне мимо окон, ждущих меня, Не принять струйки дыма за сиянье огня. Мне б у самых счастливых мудрость их перенять Вот судьба что пошли мне - уменье понять. Лишь такому богатству нет на свете цены. Дай мне дар докопаться до любой глубины. - Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. - Нравственность. Я уверена, вы не раз слышали это слово. Если сказать коротко, нравственность-это наше «я». Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это то, что составляет наше духовное начало. Достоинство-это положительные моральные качества человека. Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке. Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа , 2 группа, 3 группа , 4 группа - Давайте обратимся к произведению. Учитель раздает задания группам 1 группа Прием «Толстые и тонкие» вопросы. Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту. Затем задают их другим. 2 группа Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку») «В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней. «На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа» «Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.» 3 группа Инсценировать эпизод (Разговор с Татьяной о замужестве ) 4 группа Прием – кластер Каким вы себе представляете главного героя? Нарисуйте словесный портрет Герасима. - Давайте обратимся к эпиграфу: «Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. Славный он был мужик» И.С. Тургенев. - Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах? Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам? - Что автор говорит о его отношении к делу? - И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? - Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? - В чем же источник его страданий? - Тяжело было Герасиму в городе? - Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме... За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте) - Как это стало известно барыне? - Как отреагировала барыня? - Что решила причудливая старуха? - Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? - И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона. Трудно далось ему это? - Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом. - Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона? - Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга. - Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы... - КТО же вмешался в их жизнь на этот раз? -Какое решение принимает Герасим? - Кто оказался победителем в этом нравственном поединке? - Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему? - Дайте характеристику Герасиму. - Продолжить фразу, выбирая начало сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок заставил задуматься … мне захотелось… - Составить синквейн «Герасим» или «Барыня». | Подготовка рабочего места, деление на группы Учащиеся зачитывают определения: Термины и понятия: Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний. Портрет- художественное изображение, образ литературного героя. Пейзаж- описание природы в литературном произведении. Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения. Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие, взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла. Ведь каждый герой, он же образ, в произведении стоит не обособленно, а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов. Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Группы выполняют задания и представляют их другим. - Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. - Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса. - Зачитывают. - отвечают на вопросы и делают вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий. - Татьяны. Инсценировка 3 группы. - Зачитывают и делаю вывод: в этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом. - Зачитывают, отвечают. - Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...» - Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» Барыня велела прогнать собаку со двора - Чтение по ролям эпизода «Осада каморки». - Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла - Барыня не смогла отнять у него право быть человеком. - Чтение заключительного эпизода - 4 группа представляет кластер - Ребята по кругу высказываются одним предложением |