СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русской литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Разработка урока по русской литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо.


Предмет: литература

Класс: 5

Тема: Духовные и нравственные качества Герасима:  сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.  Протест героя против отношений барства и рабства. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Основные термины и понятия. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Термины и понятия: психологизм, портрет, пейзаж, интерьер, образная система.

Цель: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины; сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым для передачи психологического состояния героя.

2. Развивать умения работать с информацией: собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3. Воспитывать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.


Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.





2. Стадия вызова.








































3 Осмысление.























4. Физминутка


5. Работа с текстом. Изучение нового материала.














































6. Закрепление. Беседа по иллюстрации.




7. Рефлексия.

















8. Домашнее задание.

Организация пространства класса для работы групп.

Важная задача – настроить детей на работу, определить

эмоционально-волевое состояние детей перед

изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.



-Что ты хочешь? Ответь,- жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять, не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то иметь.

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться всем богатством земли.

Научи беспристрастью, от бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь.

Мне понять бы, постичь бы и в грозу, и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне - уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.


- Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов.




- Нравственность. Я уверена, вы не раз слышали это слово. Если сказать коротко, нравственность-это наше «я». Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это то, что составляет наше духовное начало. Достоинство-это положительные моральные качества человека.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа , 2 группа, 3 группа , 4 группа


- Давайте обратимся к произведению. Учитель раздает задания группам

1 группа

Прием «Толстые и тонкие» вопросы. Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту. Затем задают их другим.

2 группа

Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа

Инсценировать эпизод (Разговор с Татьяной о замужестве )

4 группа

Прием – кластер

Каким вы себе представляете главного героя?

Нарисуйте словесный портрет Герасима.



- Давайте обратимся к эпиграфу: «Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. Славный он был мужик» И.С. Тургенев.

- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

- Что автор говорит о его отношении к делу?




- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем?

- В чем же источник его страданий?

- Тяжело было Герасиму в городе?

- Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

- Как это стало известно барыне?

- Как отреагировала барыня?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

- И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

- Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

- Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...

- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?




-Какое решение принимает Герасим?





- Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

- Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

- Дайте характеристику Герасиму.


- Продолжить фразу, выбирая начало

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок заставил задуматься …

мне захотелось…

- Составить синквейн «Герасим» или «Барыня».

Подготовка рабочего места, деление на группы






Учащиеся зачитывают определения:

Термины и понятия:

  • Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.

  • Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.

  • Пейзаж- описание природы в литературном произведении.

  • Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.

  • Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие, взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла. Ведь каждый герой, он же образ, в произведении стоит не обособленно, а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.

  • Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.










Группы выполняют задания и представляют их другим.
























- Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой.





- Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса.

- Зачитывают.


- отвечают на вопросы и делают вывод:

Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.



- Татьяны. Инсценировка 3 группы.


- Зачитывают и делаю вывод: в этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.



- Зачитывают, отвечают.





- Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»

- Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...»

Барыня велела прогнать собаку со двора

- Чтение по ролям эпизода «Осада каморки».

- Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

- Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

- Чтение заключительного эпизода


- 4 группа представляет кластер


- Ребята по кругу высказываются одним предложением