СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии 5 класс "Природные зоны"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема изучается  в 5 классе в разделе «Жизнь организмов на планете Земля». Урок проводился мной в 3 четверти 2017-2018 учебного года. Так как эта тема изучается и на уроках географии, то данный конспект урока можно использовать при проведении интегрированного урока биологии и географии.

Просмотр содержимого документа
«plan_uroka_prirodnye_zony_rossii»

МКОО «Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района

Костромской области




Разработка урока по теме

«Природные зоны»

биология 5 класс



Подготовила учитель биологии и химии

МКОО АСШ Егорова Наталья Евгеньевна

















2017-2018 год

Конспект открытого урока биологии с элементами географии

в 5 классе на тему: « Природные зоны России»

Данная тема изучается в 5 классе в разделе «Жизнь организмов на планете Земля». Урок проводился мной в 3 четверти 2017-2018 учебного года. Так как эта тема изучается и на уроках географии, то данный конспект урока можно использовать при проведении интегрированного урока биологии и географии.

Педагог: Егорова Н.Е.

Автор учебника: Биология 5 класс. И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Содержательная (предметные результаты):

-Узнать природные зоны России

- Выяснить, какие организмы обитают в той или иной природной зоне

Деятельностная:

-Формирование у обучающихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-Повысить интерес обучающихся к изучению биологии

-Воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.


Коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе.


Регулятивные УУД: целеполагание, планировать пути достижения цели, выполнять учебные действия в устной, письменной речи.


Оборудование и технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер, географическая карта.

Рабочие материалы для обучающихся: листы самооценки (приложение 2), технологическая карта (приложение 1), учебник, рабочая тетрадь.

Элементы содержания урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Проблемное объяснение нового знания.

  4. Первичное закрепление.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Рефлексия.





Конспект урока

Этапы урока

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

Личностные:

Познавательные:

Метапредметные

1.

Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

(1-2 мин.)

Включение в деловой ритм, распределение по группам, раздать технокарты по группам. Рефлексия в начале урока!!!!!!!!

СЛАЙД №1

Подготовка класса к работе, планирование урока: повторение пройденного материала, изучение новой темы, закрепление материала.


Самоопределение,целеполагание, планирование

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2

Актуализация знаний

(7-8 мин)

Какую тему вы изучили на прошлом уроке? Что называют природным сообществом? Каким образом химические вещества передвигаются из неживой природы в живую природу и обратно?

Как называются звенья цепи питания?

Как называется место, где проживает живой организм? Какие среды обитания вы знаете? Как можно назвать условия существования? Какие экологические факторы вы знаете?

БИОДИКТАНТ!!!!

СЛАЙД №2



Посмотрите на слайд, назовите природное сообщество и организмы данного сообщества. Встречается ли такое природное сообщество на территории Саратовской области?

СЛАЙД №3


Учащиеся отвечают и дают определение «Природные сообщества». Отвечают на вопросы.



Обучающиеся называют функциональные группы организмов (производители, потребители, разрушители). Рассказывают о цепях питания, круговороте веществ.

Пишут биодиктант.

Оценивают свою работу на данном этапе урока

Отвечают на вопрос. Называют природное сообщество «тропический лес» и организмы данного сообщества.

Смыслообразование

Давать определения понятиям, объяснять явления, процессы.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки,

3

Проблемное объяснение нового знания

(2-3 мин)

















(5-6 мин)

































(4-5 мин)

Посмотрите на следующий слайд презентации. Что на нем изображено?

СЛАЙД №4

Сформулируйте тему и задачи урока. (СЛАЙД №5)




Что такое природные зоны?

Ваши гипотезы.

Прочитайте текст на стр. 87-89 и докажите или опровергните свои гипотезы.



Сейчас отправляемся в виртуальное путешествие из Воркуты в Сочи. Класс делится на группы путешественников, каждая группа изучает свою природную зону и дает информацию остальным путешественникам. (СЛАЙД №6)


ФИЗМИНУТКА!!!!!!!! (перед выступлением групп)

(СЛАЙД №7)

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки в бок, вперед смотри – это «три»,

На четыре – поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».



Выступления групп

(СЛАЙДЫ № 8-15)

Отвечают на вопрос «Карта природных зон».

Формулируют тему «Природные зоны России» и задачи урока. Записывают в технокарту.



Высказывают гипотезы, читают текст, доказывают выдвинутые гипотезы.

Записывают определение в технокарту.

Природные зоны:

1 группа - тундра (стр.89)

2 группа - тайга (стр.89-90)

3 группа - широколиственные леса (стр.91)

4 группа - степь (стр. 92-93)

Работают с текстом учебника, заполняют технокарту.





Выполняют физминутку.

















Делятся информацией с классом.

Самоопределение,

смыслообразование

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы ;

смысловое чтение ;


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

4

Первичное закрепление.

(3-4мин.)

Найдите соответствие между живыми организмами и различными природными зонами. Распределите, глядя на слайд, живые организмы по природным зонам. Назовите эти зоны.

СЛАЙДЫ №16-17

Обучающие выполняют задания по группам в технокарте: называют живые организмы природных зон. Распределяют организмы по зонам.

Оценивают свою работу в группе.


Оценка изучаемого материала

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

5

Закрепление нового материала

Выполните задания №1,2,5 в печатных тетрадях стр. 57-60. Затем обсуждение

СЛАЙД №18

Обучающиеся выполняют задания в печатных тетрадях.

Оценивают свою работу на данном этапе

Оценка изучаемого материала

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

6

Рефлексия

Вернемся к началу урока. Какие задачи ставились для изучения темы урока? Какая наука помогла раскрыть тему урока? Что понравилось на уроке? СМАЙЛИКИ

СЛАЙД №19

Обучающиеся отвечают на вопросы. Ответственные оценивают свою группу.

Оценивают свою работу на уроке в целом

адекватно оценивать свои возможности, саморегуляция эмоционального состояния

Оценивать правильность выполненных действий

Формирование и развитие экологического мышления

7

Домашнее задание

п. 21, РТ №3 (с. 58), №6* (с. 60)

Записывают д.з.




Тема урока ____________________________________________________

Природные зоны - это____________________________________________

________________________________________________________________

Команда №______________________________________________________



Природная зона

растения

животные

  1. Тундра








  1. Тайга










  1. Широколиственные леса










  1. Степь










Лист самооценки

Мое настроение в начале урока

Мое настроение в конце урока













Рекомендуемые движения к слайдам.


1 слайд

Встать на физкультминутку

2 слайд

Ходьба на месте

3 слайд

Повороты головой

4 слайд

Вращение руками

5 слайд

Вращение туловищем

6 слайд

Прыжки на месте

7 слайд

Поворот на 3600

8 слайд

Наклоны влево-вправо

9 слайд

Наклоны вперед

10 слайд

Танец

11 слайд

Ходьба на месте

12 слайд

Помахать рукой, сесть на место




2



Просмотр содержимого презентации
«5 класс природ зоны»

Прозвенел для нас звонок-  начинаем наш урок

Прозвенел для нас звонок- начинаем наш урок

Проверим домашнее задание…

Проверим домашнее задание…

  • Что называют природным сообществом?
  • Как организмы между собой связаны в природном сообществе?
  • Что такое цепь питания?
Цепи питания .  Исправь ошибки   Ива – тюлень - белый медведь  Дуб - мышь – сойка  Зерновые растения –термиты – орёл  Ягель – песец – волки Растения – медуза – барс .

Цепи питания .

Исправь ошибки

Ива – тюлень - белый медведь

Дуб - мышь – сойка

Зерновые растения –термиты – орёл

Ягель – песец – волки

Растения – медуза – барс .

Тема урока: Природные зоны России Цель урока : Рассмотреть разнообразие природных зон России и найти их отличие друг от друга.

Тема урока: Природные зоны России

Цель урока : Рассмотреть разнообразие природных зон России и найти их отличие друг от друга.

Природные зоны России  занимающие самое большое место на территории нашей страны

Природные зоны России занимающие самое большое место на территории нашей страны

  • Тундра
  • Тайга
  • Смешанные и широколиственные леса
  • Степи и лесостепи
ВОРКУТА СОЧИ

ВОРКУТА

СОЧИ

Начинаем наше путешествие по природным зонам России…

Начинаем наше путешествие по природным зонам России…

Заполните таблицу в тетрадях Природная зона Тундра растения Животные Тайга Широколиственные леса Степь

Заполните таблицу в тетрадях

Природная зона

Тундра

растения

Животные

Тайга

Широколиственные леса

Степь

Привал.

Привал.

Снова в путь!

Снова в путь!

Тундра

Тундра

Что же вы видите?  Стр. 89 и рис. 74

Что же вы видите? Стр. 89 и рис. 74

  • Короткое и холодное лето
  • Длинная и суровая зима
  • Растения: мхи и лишайники, осока, кустарники
  • Животные: песец, лемминг, северный олень.
  • Птицы: полярная сова, гуси, утки, лебеди, гагары…
Карликовая береза Карликовая ива

Карликовая береза

Карликовая ива

Брусника Водяника

Брусника

Водяника

Тайга

Тайга

Что же вы видите?  Стр. 90 и рис. 75

Что же вы видите? Стр. 90 и рис. 75

  • Треть территории России
  • Растения: ель, лиственница, береза, осина, ольха, брусника
  • Животные: Лось, Белка, Заяц, Глухарь, рябчик, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук.
Широколиственные  леса

Широколиственные леса

Что же вы видите?  Стр. 91 и рис. 76

Что же вы видите? Стр. 91 и рис. 76

  • Растения: дуб, клен, липа, орешник
  • Животные: кабан, волк, лесная куница
Степь

Степь

Что же вы видите?  Стр. 92 и рис. 77

Что же вы видите? Стр. 92 и рис. 77

  • Значительная часть распахана человеком
  • Животные: Суслик, хомяк, лиса, змеи, орел.
  • Растения: ковыль, полынь, тюльпаны, пихта, ель, бук (на склонах)
Зона степей

Зона степей

Природные зоны России

Природные зоны России

  • Пустыня
Природные зоны России

Природные зоны России

  • Субтропики
Закрепим полученные знания… Природная зона растения Тундра Тайга Животные мхи и лишайники, осока, кустарники ель, лиственница, береза, осина, ольха, брусника песец, лемминг, северный олень, полярная сова Широколиственные леса гуси, утки, лебеди, гагары Лось, белка, заяц, глухарь, рябчик, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук. дуб, клен, липа, орешник Степь ковыль, полынь, тюльпаны, пихта, ель, бук (на склонах) кабан, волк, лесная куница Суслик, хомяк, лиса, змеи, орел.

Закрепим полученные знания…

Природная зона

растения

Тундра

Тайга

Животные

мхи и лишайники, осока, кустарники

ель, лиственница, береза, осина, ольха, брусника

песец, лемминг, северный олень, полярная сова

Широколиственные леса

гуси, утки, лебеди, гагары

Лось, белка, заяц, глухарь, рябчик, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук.

дуб, клен, липа, орешник

Степь

ковыль, полынь, тюльпаны, пихта, ель, бук (на склонах)

кабан, волк, лесная куница

Суслик, хомяк, лиса, змеи, орел.

Рассели животных по природным зонам
  • Рассели животных по природным зонам

соболь

хомяк

глухарь

снегирь

северный олень

суслик

лось

Ящурка быстрая

гадюка степная

косуля

рысь

Проверь себя Тундра Степи Северный олень Суслик Хомяк Степная гадюка Зона лесов

Проверь себя

Тундра

Степи

  • Северный олень
  • Суслик
  • Хомяк
  • Степная гадюка

Зона лесов

  • Рысь
  • Глухарь
  • Снегирь
  • Лось
  • Соболь
Рефлексия Оцените свое ощущение на конец урока

Рефлексия

Оцените свое ощущение на конец урока

Домашнее задание…

Домашнее задание…

  • Все п. 21 стр. 93 в. 1,2
  • На «5» стр. 93 в 1,2,4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя