СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии "Плоды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии "Плоды"»

Урок биологии в 6 классе

Тема. Плоды.

Цель: изучить разнообразие плодов растений; показать многообразие плодов; научиться распознавать и определять типы плодов.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии; продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;

Развивающая: развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы.

Воспитывающая: воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов.

Личностные: 

Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные:  Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные:  развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности.

Ход урока


  1. Организационный этап. Здравствуйте ребята! (2 мин)


"Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность" Бернард Шоу.

Бернард великий драматург и прожил он почти 100 лет, только благодаря своей деятельности. Поэтому я предлагаю на уроке активно поработать и получить максимум знаний.

Я рада Вас всех здесь видеть.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в «Королевство плодов». Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь.

– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)

– Отправимся в путешествие на поезде.

Состав подан.

Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки"; во втором ряду – в вагон №2 – «Короли-семена»; в третьем ряду – в вагон №3 – «Крепкие орешки».

Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.

  1. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)  

Тест по теме «Цветок».

  1. Цветок – это:
    A) околоцветник;
    Б) яркий венчик;
    В) видоизмененный побег;
    Г) часть стебля.

  2. Главные части цветка:
    А) лепестки и чашелистики;
    Б) пестик и тычинки;
    В) цветоножка и цветоложе;
    Г) столбик и рыльце.

  3. Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
    А) цветоложе;
    Б) пестик;
    В) цветоножка;
    Г) тычинка.

  4. Частью околоцветника является:
    А) венчик;
    Б) тычинки;
    В) пестик;
    Г) цветоложе.

  5. Венчик состоит из:
    А) пестиков;
    Б) тычинок;
    В) лепестков;
    Г) цветоложе.

  6. Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
    А) тычинка;
    Б) пестик;
    В) околоцветник;
    Г) цветоножка.

  7. Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
    А) раздельнополые;
    Б) обоеполые;
    В) двудомными;
    Г) ветроопыляемыми.

  8. Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:
    А) двойной;
    Б) двудомный;
    В) простой;
    Г) сложный.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.

Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».

4. Изучение новой темы

План:

  1. Плоды. Функции плодов.

  2. Образование плодов и семян.

  3. Строение плодов.

  4. Классификация плодов.

Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.

Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

Функции плода:

  • обеспечивают защиту,

  • развитие и созревание семян,

  • осуществляют их распространение по земной поверхности.

Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Все плоды делятся на группы по трем признакам:

  1. По количеству воды в околоплоднике;

  2. По количеству семян;

  3. По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.

Разнообразие плодов очень велико.

А) Сочные плоды:

Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.

Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).

Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Б) Сухие плоды:

Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).

Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом(дуб).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).

Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).

Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).

Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).

Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).

А каково значение плодов в природе? В жизни человека?

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Развитие семени Продукты питания

Созревание семян Корм скоту

Расселение растений Лекарство

Пища для животных Сырьё в промышленности

Освоение новых территорий



Путь наш был нелегким, давайте отдохнем. (Физкультминутка)

  1. Закрепление


  1. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2. Игра-конкурс

  1. Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

    • Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

    • Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

    • Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

    • Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

    • Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

  2. Правда ли, что: 
    а) В тропических островах растет хлебное дерево?
     Правда, в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб). 
    б) Правда ли, что существует молочное дерево? 
    Правда, молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. 
    в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды?
     Правда. Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны. 
    г) Правда ли , что есть на Земле конфетное дерево? Правда. Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

  3. Стихи, песни, пословицы, поговорки о плодах. (опережающее задание)

    Все они растут на ветке,
    Любят взрослые и детки!
    С них запекают пироги…
    И как зовут их? … .
    (Яблоки)

    Кафтан на мне зеленый,
    А сердце как кумач,
    На вкус, как сахар сладок,
    А сам похож на мяч. (Арбуз)

    Золотое решето черных домиков полно,
    Сколько черненьких домков,
    Столько беленьких жильцов. (Подсолнух).

Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый … .
(Помидор)

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?
(Лимон)

Что за плод — шкатулочка с секретом!
Семена — стекляшки на вид,
все прозрачные, все розового цвета,
потрясешь, как странно, не звенит.
(Гранат)

Сижу на тереме,
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд.
(вишня)

  1. Выводы

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка).

  1. Рефлексия

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

8. Подведение итога урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

9. Задание на дом.

  1. Изучить § 29

  2. Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:
    а) придумать кроссворд «Плоды»;
    б) написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!