СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Корень»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК БИОЛОГИИ в 6 классе

по теме «Корень»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Корень»»

УРОК БИОЛОГИИ в 6 классе

по теме «Корень»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практические навыки по их определению и распознаванию.

Оборудование: таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы", раздаточный материал, мультимедийное оборудование для демонстрации ЦОР.

Метод: развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом.

Ход урока:

I. Стадия вызова.

Тема сегодняшнего урока «Виды корней и типы корневых систем».

Повторение пройденного материала. (самостоятельная работа учащихся по группам с использованием раздаточного материала см. приложение 1 и 2)

  1. Строение семени фасоли и пшеницы.

Задание по рисункам и тексту №1:

- определить количество семядолей в семени; (ответы учащихся)

- определить место содержания запаса питательных веществ; (ответы учащихся)

- из чего развивается главный корень. (ответы учащихся)

  1. Игра «третий лишний»:

- ТОМАТ, ПШЕНИЦА, КАРТОФЕЛЬ; (КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ) (ответы учащихся)

- СЕМЕНА, ПЛОДЫ, КОРЕНЬ. (ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН) (ответы учащихся)

  1. Верны ли утверждения:

1. В состав семени входят только органические вещества. (ответы учащихся)

2. Для прорастания семени необходимы вода и воздух. (ответы учащихся)

3. При прорастании семени сначала появляется корешок, который быстро укрепляется в почве. (ответы учащихся)

Подведение итогов: заполнить первый столбец таблицы - что мы знаем о корне?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- при прорастании первым появляется корень;

- главный корень развивается из зародышевого корешка;

- корень – вегетативный орган





II. Стадия осмысления

Изучение нового материала.

Прочтите стихотворения (из приложений 1 и 2) и ответьте на вопросы:

1 группа:

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала

«Ведь это дереву вредит...».

Как же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться? (ответы учащихся)

2 группа:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается;

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как не тонок, не приметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете без него любой цветок!

Почему не может жить растение без корня? (ответы учащихся)

Заполнить второй столбец таблицы - что мы хотим узнать о корне?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- при прорастании первым появляется корень;

- главный корень развивается из зародышевого корешка;

- корень – вегетативный орган

- значение корня;

- типы и виды корней





1 задание по тексту №2: определить значение корня, сделать запись в таблицу. (Самостоятельная работа с использованием раздаточного материала, см. приложение 3)

- значение корня: удерживает растения в почве; всасывает воду и минеральные вещества; откладываются питательные вещества (видоизменение корней).

Вопрос: Почему рекомендуется сажать деревья вдоль оврагов, склонов, рек, что особенно важно для нашего села? (Корень способен связывать частицы почвы, тем самым закрепляет овраги, склоны, берега рек. Клетки корня отмирая, улучшают структуру почвы.)

Вопрос: Легко ли удержать в руках раскрытый зонтик, когда дует сильный ветер? (Зонт или вырывается из рук или сломается). Какая же сила нужна, чтобы огромный дуб, береза и другие деревья могли удержаться не только против ветра, но и против бури, урагана? (Этой силой обладают корни. Словно на стальных канатах, держатся на своих корнях растения. Корни очень крепкие).

2 задание по тексту №3: определить виды корней (составляют и записывают в тетрадь схему «Виды корней»).

Вопрос: для чего окучивают картофель? (Цель окучивания - увеличить объем рыхлой почвы вокруг растений. За счет улучшения физических свойств почвы в ней легче развивается корневая система, интенсивнее протекают микробиологические процессы и накопление питательных веществ. Чем большая часть стебля оказывается в почве, тем больше столонов образует картофельное растение, а как следствие - больше количество клубней в гнезде. Кроме того, окучивание снижает развитие сорняков, предупреждает развитие болезней и вредителей картофеля).

3 задание по тексту №4: определить типы корневых систем (запись в таблицу).

4 задание по тексту №4: заполнение таблицы:

Признаки класса

Однодольные

Двудольные

Корневая система

мочковатая

стержневая



Закрепление изученного материала.

Внешнее и внутреннее строение корня. Виды корней. (Работа по ЦОР с использованием мультимедийного оборудования, приложение 5)

http://fcior.edu.ru/card/2377/vneshnee-i-vnutrennee-stroenie-kornya-vidy-korney.html

Тестирование. (Уровень А и В)

(С использованием мультимедийного оборудования, см. приложение №4)

Уровень А

  1. Какую корневую систему имеет фасоль?

А) мочковатую Б) стержневую

  1. Какую функцию не выполняет корень?

А) Удерживает растение в почве Б) Осуществляет дыхание растения

  1. Из чего развивается главный корень?

А) Из зародышевого корешка Б) От стебля растения

  1. Корневая система однодольных растений ...

А) мочковатая Б) стержневая

  1. Количество семядолей в семени двудольных растений?

А) одно Б) два

Уровень В

Соотнесите:

Основные понятия

Определения

1. Корень -

А. корень уходящий в почву глубже всех

2. Корневая система -

Б. корневая система состоящая из придаточных и боковых корней

3. Главный корень -

В. корневая система состоящая из главного и боковых корней

4. Боковые корни -

Г. корни отходящие по бокам от стебля

5. Придаточные корни -

Д. корни отходящие по бокам от главного и придаточного

6. Стержневая корневая система -

Е. система всех корней

7. Мочковатая корневая система -

Ж. подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве.



III. Стадия размышления и рефлексии:

Анализ записей (обсуждение, что узнали нового).

Знаю

Хочу узнать

- при прорастании первым появляется корень;

- главный корень развивается из зародышевого корешка;

- корень – вегетативный орган

- значение корня;

- типы и виды корней




Узнал

значение корня: удерживает растения в почве; всасывает воду и минеральные вещества; откладываются питательные вещества

виды корней: главный (из зародышевого корешка), придаточный (от стебля), боковые (от главного и придаточного)

типы корневых систем: стержневая система (главный и боковые); мочковатая система (придаточные и боковые)



Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся:

Аргументированная оценка ответов и выступлений учащихся: правильность, самостоятельность, оригинальность.

Домашнее задание: по учебнику (В.В.Пасечник. Учебник «Бактерии. Грибы. Растения.» М. Дрофа». 2016) п. 19, вспомните, составьте схему состав почвы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!