СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Буквы е-и в корнях с чередованием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Буквы е-и в корнях с чередованием»

Тема урока «Буквы е-и в корнях с чередованием».

Цель: узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов; сформировать способ действия при выборе орфограммы; овладеть практическими умениями правильного написания корней с чередованием.

Основное содержание этапа.

1.

Оргмомент.

2.

Проверка домашнего задания

3.

Мотивация (создание проблемной ситуации).Прочитайте пословицы. СЛАЙД 1.

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

(Обучающиеся отвечают, что если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.)

-Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

Записанные слова появляются на СЛАЙДЕ 2.

БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ

- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И).

-Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? (Нет. Мы не знаем правила, которое надо применить.)

4.

Целеполагание.Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

(Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием).

Запись темы урока. СЛАЙД 3.

5.

Объяснение нового материала.«Открытие» нового знания в ходе исследовательской работы в парах.

Работа с раздаточным материалом (в парах).

- Перед вами зеленые и красные карточки. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках? (Глаголы)

- Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

- Подберите к каждому глаголу видовую пару (из глаголов на красной карточке).

(По мере ответов учеников видовые пары появляются на СЛАЙДЕ 4).

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Обучающиеся выписывают корни глаголов с чередованием в левый столбик.

-Какие корни с чередованием встретились?

Свои записи обучающиеся сверяют с записями на СЛАЙДЕ 5.

- ТЕР- - ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

-Вы составили видовые пары глаголов. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.

(В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.)

- Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. СЛАЙД 6.

ИЗБИРАТЕЛИ (существительное)

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (прилагательное)

БЛЕСТЯЩЕ ( наречие)

- Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов.

- Кто готов представить своё «открытие»?

(Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.)

Откроем учебник и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

(Ученики читают правило и делают вывод).

Вернёмся к записи «Корни с чередованием» и доработаем её. (Ученики дорабатывают схему-опору: объединяют корни с И фигурной скобкой, дописывают суффикс А.

СЛАЙД 7. ( Ученики оформляют запись в тетрадях).

- ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-


СЛАЙД 8.

- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА):

Правило ослика ИА

Пиши И, когда есть А.

- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, который появляется на слайде.

1. Выделяю в слове (корень).

2. Ставлю (знак ударения).

3. Нахожу (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е)

- Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЬ, объясняет графическое выделение

6.

Первичное закрепление материала.1.Учебник, с.113, упр.648. Выборочное комментированное письмо.

7.

Физкультминутка (динамическая пауза).

2 группы по 5 человек подходят к указанным столам и выбирают карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И.

Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые: ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ, СОБ_РАЮТ МЁД, ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА, ВЫБ_РАТЬ ПРОГРАММУ, БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА, СТ_РЕТЬ С ДОСКИ, БЛ_СТЯЩЕЕ ПЛАТЬЕ, УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫТ_РЛА РУКИ, РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.

Фломастером обучающиеся вписывают букву, встают в круг, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор.

(1 балл за правильный ответ выставляется в карту самооценки).

8.

Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.

1. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в данных словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).

СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.


ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ

БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ

ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ КЛАСС

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

(В карту самооценки выставляют баллы – максимально 7).

2. Работа с текстом. (Текст на экране).

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы.
За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о ст...лется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива русская природа!

Выразительное чтение текста.
1. - О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.

(О красоте русской природы)

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

-А что такое патриотизм? Словарная статья из словаря С. И. Ожегова

Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение.

- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот.

- Озаглавить текст. ( Картины природы. Красота природы).
- К какому стилю относится текст? (художественному)
- К какому типу речи относится текст? (описание)
Работа по вариантам. 1 вариант - выписывает слова с орфограммой Е-И в корнях с чередованием; 2 вариант – на остальные орфограммы (2 ученика у доски работают по вариантам). Работа проверяется коллективно.

- В каком предложении недостаёт запятой? Почему она должна быть?
- Начертить схему сложного предложения и дать устно характеристику (3-й ученик)
- К слову ЗАБЛЕСТИТ подобрать синонимы (синонимический ряд). (Засияет, засверкает).

(Устная работа коллективно).

3. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и самооценка результата усвоения нового знания. Приложение 1.

А 2. А 3. А – выжигает Б – расстелил 4. А

5. ЗамИрает от восторга, примЕряет платье, помИрить друзей, замЕреть на месте, вымИрающее растение, пойти на мИровую, измЕрять рост, вымЕрли от холода.

9.

Рефлексия.1.Подведение итогов. Фронтальный опрос.

- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

( Правописание Е-И в корнях с чередованием.)

- Перечислите корни, в которых происходит это чередование. (Ученики перечисляют.)

- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е).

- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.)

- Мы её достигли? ( Да.)

10

Домашнее задание.№ 647, стр. 113 (для обуч-ся с?),

Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для обуч-ся + -

Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для обуч-ся +

Всем п.112 стр. 112



Тест

1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?

А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать 1 балл

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать 1 балл

В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3.Назови «Четвертое лишнее».

А) бл..стит, выж..гает, уб..рёт, зам..рли

Б) уб..гает, м..длительный, расст..лил, пос..лился 2 балла

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол...то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить 1 балл

5. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, изм..рять рост, вым..рли от холода.

((Максимально 4 балла за безошибочную работу, 1ошибка – 3 балла, 2 ош. – 2 балла, 3ош. – 1балл, более 3 – 0 баллов)

Максимальное количество баллов за тест – 9.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!