Объяснение нового материала.«Открытие» нового знания в ходе исследовательской работы в парах. Работа с раздаточным материалом (в парах). - Перед вами зеленые и красные карточки. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках? (Глаголы) - Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?) - Подберите к каждому глаголу видовую пару (из глаголов на красной карточке). (По мере ответов учеников видовые пары появляются на СЛАЙДЕ 4). РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ Обучающиеся выписывают корни глаголов с чередованием в левый столбик. -Какие корни с чередованием встретились? Свои записи обучающиеся сверяют с записями на СЛАЙДЕ 5. - ТЕР- - ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- -Вы составили видовые пары глаголов. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. (В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.) - Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи? Определите части речи. СЛАЙД 6. ИЗБИРАТЕЛИ (существительное) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (прилагательное) БЛЕСТЯЩЕ ( наречие) - Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. - Кто готов представить своё «открытие»? (Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.) Откроем учебник и проверим, правильный ли мы сделали вывод? (Ученики читают правило и делают вывод). Вернёмся к записи «Корни с чередованием» и доработаем её. (Ученики дорабатывают схему-опору: объединяют корни с И фигурной скобкой, дописывают суффикс А. СЛАЙД 7. ( Ученики оформляют запись в тетрадях). - ТЕР - -ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- СЛАЙД 8. - Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА): Правило ослика ИА Пиши И, когда есть А. - Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение». Ученики зачитывают алгоритм, который появляется на слайде. 1. Выделяю в слове (корень). 2. Ставлю (знак ударения). 3. Нахожу (безударную гласную в корне) 4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е) - Как графически будем выделять орфограмму? Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЬ, объясняет графическое выделение |