Разработка урока по географии (план конспект)
5 класс.
Тема: «Человек и литосфера».
Направление модернизации географического образования: усиление индивидуализации процесса обучения.
Цели:
Обучающая: сформировать знания о полезных ископаемых; формировать знания о разнообразии полезных ископаемых; определить условия жизни человека на равнинах и в горах; познакомится с рекреационными ресурсами России;
Развивающие: продолжить формировать умения учащихся работать индивидуально с текстом учебника, с картой; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения;
воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство гордости за страну, богатую полезными ископаемыми, рекреационными ресурсами.
Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях.
Предметные результаты: изучать и использовать способы запоминания географических объектов; находить различия жизни человека в горах и на равнинах; познакомиться с основными группами горных пород – горючие, рудные, нерудные; приводить примеры различных полезных ископаемых.
Метапредметные результаты: организовать индивидуальную деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических умений.
Личностные результаты: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Тип урока: Изучения нового материала.
Оборудование: учебники 5 класс, карта строение земной коры, физическая карта России, образцы полезных ископаемых.
Литература:
1.Учебная программа по географии 5-9 классов под ред. А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.
2. География. Начальный курс: 5 класс учебник для учащихся образовательных организаций / А.А. Летягин «Вентана -граф».
3. Хрестоматия по физической географии для 6 кл. и для 7 кл.
План урока
Структура(элементы урока) и его содержание | Методы и приемы |
Организационный Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания. Изучение нового материала. Актуализация знаний. Учитель задает вопросы предыдущих тем. Задание № 1 Откройте учебник на стр. 58 и посмотрите на какие три группы подразделяю п/и. Выпишите в тетрадь и приведите примеры. Задание выполняем индивидуально. Задание №2 Прочтите текст учебника на стр. 58 пункт 2. И заполните схему: Жизнь человека ↓ ↓ равнины горы Сделайте вывод: Как зависит жизнь человека от форм рельефа? Задание выполняем индивидуально. Задание 3 Откройте в атласе физическую карту России и определите, какие формы рельефа преобладают на территории России. Сделайте вывод. III Закрепление и обобщение знаний Какие три группы п/и вы узнали сегодня на уроке? В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?
IV. Домашнее задание. § 11 пересказ. Индивидуальное задание (по желанию учащихся). Изучите текст учебника на стр. 60 и подготовьте предложения своим родителям, куда можно поехать отдохнуть и поправить своё здоровье на территории России? | Деятельность учителя Сообщение дежурных. Индивидуально – уплотненный опрос. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Рассказ, беседа, демонстрация образцов полезных ископаемых. Рассказ, работа с учебником. Частично поисковый. Репродуктивный. Беседа. Работа с картой. Инструктаж учителя. |
Конспект урока
Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.
Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Геосферы Земли» и познакомимся с влиянием человека на литосферу. Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество. А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Как влияет?
Что такое полезные ископаемые?
Задание № 1. Откройте учебник на стр. 58 и посмотрите на какие три группы подразделяю п/и. Выпишите в тетрадь и приведите примеры. Задание выполняем индивидуально.
Учащиеся анализируют текст и выполняют записи в тетради. Затем озвучивают. Учитель корректирует, демонстрирует образцы полезных ископаемых по образцу.
Записи в тетрадях: Горючие п/и: уголь, нефть, газ. Крупнейшие месторождения нефти и газа находятся на территории Западно-Сибирской равнины.
Металлические полезные: руды, в частотности минералы , содержащие металлы в таком количестве , которое позволяет использовать их хозяйстве. Содержание металла в рудах колеблется от 16 до 70%.
Неметаллические, например Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы. Это строй материалы(песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты -используют для производства удобрений, и др.
Учитель: Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.
Давайте ответим на вопрос. Как зависит жизнь человека от форм рельефа?
Задание №2
Прочтите текст учебника на стр. 58 пункт 2. И заполните схему: Жизнь человека
↓ ↓
равнины горы
Сделайте вывод: Как зависит жизнь человека от форм рельефа?
Задание выполняем индивидуально.
Задание № 3
Откройте в атласе физическую карту России и определите, какие формы рельефа преобладают на территории России.
Сделайте вывод.
Учитель: Почему все-таки люди освоили непростую жизнь в горах?
Дети отвечают на вопрос. Учитель корректирует.
Население нашей планеты размещено неравномерно. 16% населения живет на побережье, плотно заселены плодородные равнины, удобны для строительства домов, дорог и с/х работ.
Наименее освоены человеком полярные широты, пустыни, высокогорные области, за исключением высокогорных поселений в Перу и Тибете.
Горы дают человеку п/и, лесные и с/х продукты. Горцы преимущественно скотоводы и ведут кочующий образ жизни.
В горах и на равнинах человеку необходимо трудится, чтобы выживать. Но хоть раз в год любой житель планеты должен отдыхать, чтобы пополнить свои силы для плодотворной работы. Как вы думаете, есть ли у нас в России такие места отдыха? Дети отвечают на вопрос. На стр. 60 в учебнике абзац № 3 «Отдых в горах и на равнинах» вы найдете такие места (рекреационные ресурсы) прочитав самостоятельно.
III. Закрепление и обобщение знаний
Какие три группы п/и вы узнали сегодня на уроке?
В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?
IV. Домашнее задание. § 11 пересказ. Индивидуальное задание (по желанию учащихся). Изучите текст учебника на стр. 60 и подготовьте предложения своим родителям, куда можно поехать отдохнуть и поправить своё здоровье на территории России?