СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и литосфера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предусматривает использование электронного варианта учебника.

Просмотр содержимого документа
«Человек и литосфера»

Тема урока: Человек и литосфера

Цель урока: создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

- проводить изучение полезных ископаемых своей местности;

- изучать и использовать способы запоминания географических объектов;

- выявлять и объяснять различные полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные, значение их для человека);

- приводить примеры  различных полезных ископаемых, в том числе  для Республики Башкортостан;

- приводить примеры различных ископаемых гор и равнин.

Метапредметные:

- определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос;

- использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.         

Личностные:

- осознанное  уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;

- сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное  уважение;

- осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.


Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник - «География, 5 класс»,  Летягин А.А. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2017г.

Оборудование: Физическая карта России, карта полушарий, карта строения земной коры, картинки минералов, образцы горных пород и минералов, раздаточный материал, материал для моделирования.

Техническое оборудование: планшеты, нооутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.


Ход урока


I. Организационный момент. Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка отсутствующих. Проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания.


II. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Внутреннее строение Земли» и познакомимся с влиянием человека на литосферу. Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера.

Литосфера - это верхняя твердая оболочка Земли, состоящее из кристаллических и осадочных пород.

Все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество. А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Как влияет? (Ответы обучающихся)


III. Изучение нового материала

1. Полезные ископаемые

Что такое полезные ископаемые? В земной коре находятся различные полезные ископаемые, минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве. Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы, строительные материалы (песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты и др.

Откройте электронные учебники и посмотрите внимательно §11. На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Обучающиеся анализируют информацию:

- по физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные,

- по составу и особенностям использования различают тоже 3 вида: горючие, неметаллические и металлические.

Обучающиеся рассматривают образцы горных пород из коллекции или по образцу.

Металлические полезные ископаемые, иногда и неметаллические, например асбест, сера, графит - это рудные породы (руды черных и цветных металлов, благородные металлы). Какие полезные ископаемые относятся к нерудным? (Ответы обучающихся)

Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.

Вспомните строение земной коры. Обучающиеся вспоминают строение платформ: 2 яруса, 1 ярус - это кристаллический фундамент, 2 ярус - осадочный чехол. Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ - это горючие полезные ископаемые. На щитах - различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные.

В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые.

А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях. Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные - магматическое и метаморфическое. В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах - рудные.

Попробуйте сказать, что такое месторождение? Скопление полезных ископаемых. А большие по площади скопления образуют бассейны.


2. Жизнь человека в горах и на равнинах

Как человек воздействует на литосферу в ходе хозяйственной деятельности и жизни? Добывая полезные ископаемые, человек сильно изменяет облик Земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при открытой разработке недр - появляются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриальные пустыни», лишенные растительности. При подземной добыче часто происходит проседание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх.

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. Но хозяйственная деятельность человека и создание антропогенных форм рельефа приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для самого же человека: образуются оползни, обвалы и т. д. Они носят название стихийные природные явления. К ним так же относят землетрясения, извержения вулканов, лавины и грязекаменные потоки (сели).

Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

1. Изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород - добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей.

2. Изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.)

3. Создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.


Характер поверхности (рельеф) имеет большое значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа. До какой высоты наблюдаются благоприятные условия для ведения промышленного и гражданского строительства, ведения с/х и отдыха населения?

Выделяют жизнь людей на равнинах и в горах.


IV. Закрепление знаний

1. Рисунки учебника (37, 38, 39, 40) проецируются на экран. Беседа по рисункам.


2. Зарисовываем в тетрадь таблицу и по учебнику выписываем «+» и «-» жизни в горах и на равнинах.


Форма рельефа

+

-

1




Равнины



2




Горы





3. Установите связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, сопоставляя различные карты - тектоническую, геологическую (на примере любой территории России: Северного Кавказа, Кольского полуострова, Урала и т.п.) Кольский полуостров. Форма рельефа: месторождения рудных полезных ископаемых, где близко к поверхности проходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Полезные ископаемые: никелевые руды, медные руды, железные руды, алюминиевые руды, апатиты.


4. В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах? На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. Деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергетические ресурсы.


V. Домашнее задание

Повторить учебный материал: §11. Подготовить пересказ.

Составить кроссворд, мини-сочинение по теме «Человек и литосфера».


VI. Рефлексия

Я узнал ...

Я учился ...

Я понял ...

Я использовал ...





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!