Тема урока: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Цели урока:
1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.
3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный, работа в парах.
Ход урока:
1)Организационный момент
2)Мотивация
Давайте отгадаем загадку
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
Задание:
Перед вами 2стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской. Я предлагаю вам следующую исследовательскую задачу: сравнить температуру кипения воды морской, дистиллированной.
Выводы:
1)Чистое вещество имеет постоянный состав;
2)Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (tпл, tкип, ρ и др.)
3)Актуализация знаний:
«Знания не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок»
Леонардо да Винчи.
Давайте вспомним, что изучает химия?
Посмотрите, что выдано в лотках, которые стоят на столах?
Выданы чистые вещества или вещества смешанные с другими веществами? Как можно разделить смешанные вещества друг от друга?
Постановка цели и задачи на уроке:
Сегодня мы с вами изучим:
- что такое чистые вещества и вещества, смешанные с другими веществами, т.е. смеси;
- чем чистые вещества отличаются от смесей;
-разделение смесей с помощью практических опытов
4) Изучение нового материала
Что представляет собой чистые вещества и смесь?
Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.
Смесь - это система, состоящая из двух и более компонентов, находящихся в контакте друг с другом.
Перед вами два стакана с водой. В один из них добавим немного сахара и перемешаем стеклянной палочкой. Что наблюдаем? (полное растворение сахара). Смотрим на стакан с водой, в которой находится измельченный мел. Сравниваем содержимое двух стаканов, отмечаем сходство и различие между смесями. Подводим учеников к выводу, что смеси по составу могут быть однородные и неоднородные.
5)Закрепление изученного материала.
Лабораторная работа «Разделение смеси, состоящий из порошков железа и серы»
Инструкция для учащихся к опыту
«Приготовление и изучение смеси железа и серы»
1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет.
2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:
а) испытайте магнитом;
б) опустите в стакан с водой.
3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.
Применение изученного материала
А так ли важно уметь разделять смеси?
Творческие задания:
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
6)Рефлексия.
Самое интересное-
Чему практически научились-
Что узнали нового-
7)Подведение итогов. Выставление оценок.
8)Домашнее задание.