СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока чтения»

Урок литературного чтения в 4-ом классе с применением технологии продуктивного чтения

Тема: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отра­батывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; учить пересказывать текст от имени героя; прививать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мыш­ление.

Планируемы результаты:

Регулятивные:

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- работать со словарём и материалом предварительного чтения.

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их.

Познавательные:

- читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;

- работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев;

- понимать вопросы к тексту;

- анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Коммуникативные:

- участвовать в выразительном чтении

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- воспринимать мнение собеседников.

Личностные:

- положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

- начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах.

Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг «Янки при дворе короля Артура», « Принц и нищий», « Приключения Гекельберифина», « Приключения Тома Сойера», макет забора с выдержками из произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

  1. Звуковая разминка.

скороговорка для развития подвижности речевого аппарата: «Черепаха не скучая,

час сидит за чашкой чая . ! ?» при чтении соблюдаем знаки препинания.

словарная работа:

бойко

восседать

любопытство

поразительный

бедовый

3. Ознакомление с жизнью и творчеством М. Твена.

О приключениях мечтал и воплощал один известный человек!

Имя  этого  человека – Марк Твен – известно  далеко  за  пределами Америки. Вы знаете кто это?

Марк Твен любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмюэл Ленгхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.

Родился он в семье провинциального адвоката, детство провёл в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедная, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. Когда началась гражданская война, он из любви к  приключениям записался добровольцем в армию, но прослужил недолго. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии  он  уже  не  ищет  золота, а только пишет для газет. Его рассказы начинают приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клеменсу исполнилось 30 лет.

Перед Вами выставка произведений Марка Твена. На выставке представлены многие произведения, которые вы возможно уже читали.

4. Создание проблемной ситуации. Постановка цели урока.

Фото Тома Сойера

Что можно сказать об этом мальчике?

- упрямство,

-упорство,

- уважение,

-дружба,

- понимание,

-любовь

Фото Бэкки Тэтчер

Что можно сказать об этой девочке?

- благородство,

- уважение,

-дружба,

-понимание,

-любовь

Кого они вам напоминают? Они герои какого произведения Марка Твена?

Повесть была написана в 1876 году.

Почему эти два героя оказались рядом? Что может их связывать?

Сегодня мы прочитаем лишь небольшой отрывок из повести «Приключений Тома Сойера», но я думаю, что тем из вас, кто ещё не знаком с мальчиком по имени Том Сойер, захочется после этого больше узнать о нём.

Повесть затрагивает многие вечные жизненные проблемы (дружбы, верности, любви, подлости, благородства). Как вы считаете, какую проблему в отрывке затрагивает автор? Что помогает нам понять и ответить на вопрос?

К этому вопросу мы вернёмся, когда прочитаем отрывок.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

5. Чтение отрывка.

  1. Страницу 194 читает учитель, дети следят за чтением

  2. Дети читают приёмом «жужжащим чтением» до слов «… с головой

  3. уйдя в книгу», отвечая на вопросы по прочитанному материалу:

    • Перескажите о чём вы прочитали?

    • О какой удаче Тома говорится в этом абзаце?

    • Какое настроение у него было?

    • От чьего лица идёт рассказ?

    • Где развивались события?

    • Почему Том не стал врать о причине своего опоздания?

  4. Дети читают приёмом «буксир» до слов «…А теперь нарисуйте человечка» Ответы на вопросы учителя выполняют «выборочным чтением»

    • Какая атмосфера царила в классе?

    • Каким образом перед девочкой появился персик?

    • Почему она его не сразу взяла?

    • Как оценила девочка рисунок Тома?

Физминутка

  1. Чтение следующего отрывка до слов «… что она очень довольна» приёмом «чтение по ролям». По окончании чтения необходимо выделить основную тему абзаца и озаглавить его.

    • Ваши варианты заголовков «Знакомство», «Признание в любви», «Бекки Тэтчер». Что более полно раскрывает содержание отрывка?

    • Своими словами опишите Бекки Тэтчер;

    • Какие уловки придумывал Том, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?

  2. Чтение следующего абзаца на стр .199 читаем приёмом «телевизионная мастерская», стараясь читать в одном темпе не отставая и не опережая соседа.

    • Почему сердце Тома было полно ликования?

  3. Последний абзац читаем приёмом «Спринт» - про себя за 30 сек. Читаем внимательно, чтобы суметь ответить на вопросы по прочитанному:

    • Что произошло с Томом на уроках географии? Грамматики?

    • Чем раньше награждали успешных и грамотных учеников?

    • Почему медаль перешла другому ученику?

    • Работая по таблице определите что лишнее, чего не достаёт в списке, а чего вообще не было в данном отрывке из произведения «Приключения Тома Сойера»?

БУМАГА

ШИШКА

ПЕРСИК

РОМАШКА

МЕДАЛЬ

ТРОН

ГРИФЕЛЬНАЯ ДОСКА

КУСОК МЕЛА

КЛЮЧ

УЧИТЕЛЬ











Этап 3. Работа с текстом после чтения.

6. Анализ прочитанного отрывка.

Что же все-таки связывает Тома и Бекки?

Том

Понимание

Уважение

любовь

Бекки


Какую проблему затрагивает Марк Твен в этой главе?

О чём эта повесть?

Игра «Кто быстрее».

7. Итог.

Часто в жизни мы встречаем трудности. И Том Сойер в повести Марка Твена встречает не мало трудностей. Что ему помогает их преодолевать?

Что бы посоветовал Вам, ребята,
Том Сойер, если бы вы обратились к нему за помощью в трудную минуту?

Всюду в жизни умей находить смешное, никогда не вешай носа.

Никогда не вступай в защиту друзей, а то и тебе достанется.

Без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно.

Не напрягайся, живи без цели. Пусть всё идёт своим чередом.

8. Рефлексия.

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)


Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Итого я заработал: ______ балла(ов).

10. Домашнее задание.

  1. Составить план прочитанного отрывка на уроке.

  2. Создать иллюстрацию - портрет Тома или Бекки. Какими вы себе их представляете?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!