Урок
Тема: Передача давления жидкостями и газами.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися новых знаний о давлении в жидкости и газе.
Задачи урока:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
От чего зависит давление твёрдых тел?
Как газы оказывают давление?
От чего зависит давление газов
А как вы думаете, жидкости оказывают давление? Как? От чего оно зависит?
Вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.
Сегодня на уроке мы будем говорить о давлении жидкости. Запишите тему урока. Наша цель - доказать, что давление жидкости оказывают и как; от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.
III. Изучение нового знания.
Итак, мы выдвинули гипотезу: жидкости оказывают давление. Как проверить эту гипотезу?
На жидкость, как и на все тела на земле, действует сила тяжести. Поэтому каждый слой жидкости, налитый в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которые по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление.
Опыт 1. Опыт, подтверждающий существование давления в жидкости.
( стеклянная трубка, отверстие которой закрыто резиновой пленкой, стакан с водой)
Нальем воду в трубку, под действием веса жидкости резиновая пленка прогнется.
Вопросы:
До каких пор будет прогибаться резиновая пленка?
Что произойдет, если увеличить столб жидкости?
Опыт 2. Опыт, подтверждающий существование давления внутри жидкости. ( стеклянная трубка, отверстие которой закрыто резиновой пленкой, стакан с водой)
Опустим трубку с резиновым дном, в которую налита вода, в другой, более широкий сосуд с водой. Мы увидим, что по мере опускания трубки резиновая пленка постепенно выпрямляется. Полное выпрямление пленки показывает, что силы, действующие на нее сверху и снизу, равны. Наступает полное выпрямление пленки тогда, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают.
Опыт 3. Опыт, показывающий, что на одном и том же уровне давление жидкости одинаково. ( стеклянная трубка с боковым отверстием, которое закрыто резиновой пленкой, стакан с водой)
Вывод: опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.
Опыт 4. Опыт, показывающий, что жидкость действует на стенки сосуда, и что давление с глубиной изменяется. (стакан с водой, в боковой поверхности на разной высоте от дна сделана три небольших отверстия).
Возьмем высокий сосуд, в котором на боковой поверхности на разных высотах сделаны три небольших отверстия. Закроем их и наполним сосуд водой. Затем откроем отверстия и посмотрим, что произойдет.
Вывод: Давление внутри жидкости на разных высотах разное. Оно увеличивается с увеличением глубины.
Опыт 5. Опыт, показывающий изменение давления жидкости с глубиной.
Возьмем стеклянную трубку и легкий диск на нити. Натянем нить, чтобы получить сосуд с отпадающим дном. Погрузим полученный сосуд в банку с водой.
Вопрос: Почему дно не отпадает, даже если нить не натягивать?
Осторожно нальем в сосуд немного подкрашенной воды так, чтобы ее уровень был ниже, чем уровень воды в банке.
Вопрос: Что наблюдаем?
Дольем оставшуюся воду из стакана. Высота слоя подкрашенной воды в сосуде увеличится.
Вопрос: Что наблюдаем? Почему дно отпало?
Вывод: Давление увеличивается с увеличением глубины.
Задание: найдите в учебнике на стр вывод, прочитайте и запишите его в тетрадь.
Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей. Но надо помнить, что плотность газа в сотни раз меньше плотности жидкости. Вес газа, находящегося в сосуде мал и его давление во многих случаях можно не учитывать.
IV.Закрепление и уточнение знаний:
Как передают давление жидкости и газы?
Почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково?
Как доказать, что давление внутри жидкости на разных уровнях разное, а на одном и том же уровне во всех направлениях одинаково?
Почему во многих случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом?
V.Домашнее задание:
VI.Рефлексия
Закончите предложение Сегодня на уроке я узнал …