Мотивация учебной деятельности. | - Этот урок я хотела бы начать с такой занимательной задачи: «Бутылка с пробкой стоит 11 монет, причем бутылка на 10 монет дороже пробки. Как вы думаете, сколько стоит пробка?». (выслушиваются ответы обучающихся) - Все ли согласны с этим ответом? Правильный ответ: полмонеты стоит пробка, десять с половиной монет стоит бутылка. Запишем решение задачи в тетради. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. (Если из общей стоимости бутылки с пробкой вычесть 10 монет, то стоимость бутылки и стоимость пробки в отдельности будут одинаковыми, а их общая стоимость будет равна 1 монете. Значит, стоимость пробки 1 : 2 = ). Решение: (11 - 10) : 2= . Ответ: пробка стоит полмонеты. | Ученики по очереди отвечают. Один из предполагаемых ответов: «Пробка стоит одну монету» Ученик, давший правильный ответ, выходит к доске зафиксировать решение | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями. |
Формулирование темы урока. | - Эта задача не решается в целых числах, для ее решения нужны дробные числа. Мы с вами уже в 5 классе познакомились с обыкновенными дробями, тогда как еще в средние века действия над дробями считались самой сложной областью математики. До сих пор в некоторых странах говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Идея отрицательных чисел также с трудом завоёвывала себе место в математике. Эти числа казались математикам древности непонятными и даже ложными, действия с ними - неясными и не имеющими реального смысла. А вы как думаете? Вот так, постепенно, люди знакомились с рациональными числами. Путь, на который человечеству потребовалось несколько сотен лет, мы с вами преодолели гораздо быстрее. Что мы уже знаем о рациональных числах? Что умеем делать? (мы рассмотрели понятие рациональных чисел и научились складывать, вычитать, умножать и делить рациональные числа). И сегодня нам нужно подвести итог. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Тема нашего урока: «Действия с рациональными числами» | Слушают учителя. Высказывают свое мнение Записывают тему урока в тетрадь. | Л: -самоопределение -мотивация учения. К: -умение слушать и понимать речь других; Р: - определение цели учебной деятельности |
Решение упражнений | №1. На доске выписаны несколько выражений. На какие группы вы могли бы их разделить? (выслушать два, три предложения, если нужного не будет озвучено, то предложить самой). - Были предложены интересные варианты, но я вас попрошу разделить данные выражения на две группы так, чтобы в первой группе оказались выражения, читающиеся как сумма, а во второй – как разность (в тетрадь записать номера примеров в два столбика). 1) 43+(– 68); 2) –5,8+(–1,9); 3) –0,08–0,28; 4) – 3 + ( ); 5) – 0,65 + 6; 6 ) 3 ; 7) ; 8) ; 9) ; 10) ; 11) ; 12) 8 – (– 1,01). Ответ: сумма – 1), 2), 4), 5), 7), 10). разность – 3), 6), 8), 9), 11), 12). №2. По вариантам найти значения данных выражений. (Проверка: учащиеся одного варианта называют ответы по очереди). Ответ: 1) -25; 2) -7,7; 4) - 5) 5,35; 7) -1; 10) - 3) – 0,36; 6) - 8) – 6,3; 9) 11) – 8; 12) 9,01. - Индийские математики в древности трактовали положительные числа как «имущество», а отрицательные числа – как «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались знакомые нам правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности». Следующее задание вы будет выполнять, работая в паре со своим соседом по парте. №3. Используя предыдущие вычисления, расшифруйте имя древнеиндийского математика, сформулировавшего правила сложения «долгов» и «имуществ». Ответ: Брахмагупта. - Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем и подвигаемся. Физкультминутка: Дружно с вами мы решали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я и вы, друзья, вместе дружная семья - Продолжаем наше историческое путешествие. №4. Найдите значения выражений. (по два человека выходят к доске). Ф 2) О 3) – 0,15 4 = - 0,6 Н Д 5) –7,2 : (-0,6) = 12И 6) Т 7) А Расположите полученные числа в порядке убывания, и вы узнаете имя еще одного математика, внесшего существенный вклад в развитие, в том числе, и отрицательных чисел (самостоятельная работа в тетрадях). 26 12 2,5 -0,4 -0,5 -0,6 -7 Ответ: Диофант А теперь я предлагаю вам решить примеры, содержащие несколько различных арифметических действий с рациональными числами. №5. Вычислите: К доске выходит один ученик и решает предложенный пример: (может начать решать по действиям, пусть решает, тогда после того, как решение будет закончено, спросить: Кто-нибудь решил этот пример по-другому? Чем пользовались в этом случае при решении примера?) 2) 3) | Высказывают свое мнение Записывают в тетради номера примеров в два столбика: сумма и разность. Проверяют правильность выполненной работы По вариантам находят значение числовых выражений Проверка:учащиеся одного варианта называют ответы по очереди Слушают учителя Работа в паре с соседом по парте.Расшифровывают имя древнеиндийского математика. Решают примеры в тетрадях, выходят решать примеры к доске по два человека. Располагают ответы в порядке убывания, расшифровывают имя математика. Слушают учителя. Один ученик решает пример у доски , остальные дети в тетрадях. Распределительным законом Высказывают свое мнение. Вспоминают распределительный закон. | П.: -осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач; -обобщение понятий; -сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; Л.: -самооценка на основе критерия успешности Р.: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. К.: -осуществлять индивидуальный и взаимный контроль; -оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |