Класс: 1
Курс «Окружающий мир»
Раздел «Где и когда?»
Тема «Где живут белые медведи?»
Тип урока : изучение нового материала, урок-путешествие
Цель: Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с холодными районами Земли:
- с их названиями, географическим положением;
- познакомить с представителями животного мира.
Развивающие:
-расширять кругозор
-работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать (коммуникативная компетентность).
Воспитательные:
-воспитывать любознательность;
- потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность)
- любовь к природе.
Оборудование: компьютер; презентация «Белый медведь», учебник «Мир вокруг нас» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., картинка большого формата с изображением белого медведя, глобус, карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида; рисунки белого медведя и пингвина; раздаточный материал «Солнышко»; изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Личностные:
- понимать необходимость охраны пустынь.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учить отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний,
- выявлять признаки приспособленности животных к суровым условиям обитания;
- выдвигать гипотезы и их обоснование;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и презентацию урока;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
- уметь слушать свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других
Предметные:
- уметь объяснять мир: приводить примеры животных , живущих на Северном полюсе и Южном полюсе, знать и уметь показать местоположение полюсов Земли на карте полшарий и глобусе.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок скорей начнём!
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
_Перечислите названия весенних месяцев., летних.
- Откуда появились названия месяцев?
- В какое время года день рождения у ребёнка, если он его празднует 16 февраля?
- 24 сентября? 1 марта?
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – путешествие. Мы будем учиться, путешествуя.
Сегодня к нам на урок пришёл медвежонок.
- Посмотрите на фрагменты из мультфильма и скажите, как его зовут? ( правильно Умка)
А кто знает , где он живёт? ( на Севере)
- Куда же мы с вами отправимся путешествовать? ( По Северному Полюсу)
- На какой вопрос мы должны ответить? «Где живут белые медведи?»
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию.
Учитель показывает глобус.
-Ребята, я думаю, вы знаете что это?
- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?
-Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.
Учитель выставляет карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида
-И сейчас мы отправимся туда с вами.
-Как вы думаете, ребята. Какая погода будет на полюсах?
-Откройте рабочие тетради на стр. 31 и выполним задание № 1
- Вы собираетесь отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсу. Обведите карандашом то, что понадобиться в путешествии.
Проверка: на компьютере
Работа над новым материалом.
-Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся экспедицию- кругосветное путешествие к этим загадочным полюсам.
-Встаньте все около своих парт.
Физминутка
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.
- Итак, ребята, Северный полюс находится в том районе Земли где расположен Северный ледовитый океан. Это место на Земле называют ещё Арктика.
Показ на карте.
1 слайд. – Арктика –это океан, покрытый льдом.
2 слайд – Слой льда очень толстый и крепкий.
3 слайд – В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.
4 слайд – Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.
5 слайд – А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить. И в этом краю не встретишь ни птиц ни зверей. Так ли это? Нет, конечно!
6 слайд – Здесь и живёт белый медведь!
- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.
Компетентностно-ориентированное задание.
- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?
Рассказ учителя с презентацией.
6 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»
Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.
7слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх.
8 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.
9 слайд - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.
10 слайд - …Хищниками. А для такой пищи нужны острые зубы!
11 слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.
12 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.
13 слайд – Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.
14 слайд - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.
Дети проходят на места.
Проверка:
- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе. Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?
Модельный ответ.
Толстый слой жира.
Густой мех.
Строение головы.
Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
Белая окраска.
Умение плавать и нырять.
- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 72.
- Найдите белого медведя.
- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.
- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……
- На кого из них может охотиться белый медведь?
-А мы продолжаем наше путешествие.
-Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Мы сейчас как раз подлетаем к нему.
Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида.
Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего.
В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть.
-Какие животные живут в Антарктиде? Рассмотрите с. 73 в учебнике.
-Здесь обитают птицы, которые не летают. Может кто-то знает о ком пойдёт речь? Это пингвины. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама –пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.
-А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.
- Какие птицы живут в Антарктиде?
- Каких рыб можно встретить у берегов Антарктиды?
Подведение итогов
-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали? (на Северном и Южном полюсе).
-Похожи ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему?( да потому что, на Северном и Южном полюсах вечная мерзлота и очень низкие температуры).
Дети подходят к глобусу.
-Давайте же ответим теперь Муравьишке, где живут белые медведи?
- Где живут белые медведи? Поместим карточку с названием (картинку) в нужном месте глобуса.
- Где живут пингвины? Поместим карточку с названием (картинку) в нужном месте глобуса.
- Охотятся ли белые медведи на пингвинов?
-Как вы думаете?
- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.
Рефлексия.
-Ну вот мы и дома.На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктиды. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите , что у вас получилось.
Домашнее задание.
Нарисовать по выбору одно животное, обитающее на Северном полюсе.
5