СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 1 класса по окружающему миру " Где живут белые медведи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с холодными районами Земли, с их названиями, с представителями животного мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 1 класса по окружающему миру " Где живут белые медведи"»



Класс: 1

Курс «Окружающий мир»

Раздел «Где и когда?»

Тема «Где живут белые медведи?»

Тип урока : изучение нового материала, урок-путешествие

Цель: Формировать представление о разнообразии природы Земли.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с холодными районами Земли:

- с их названиями, географическим положением;

- познакомить с представителями животного мира.

Развивающие:

-расширять кругозор

-работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать (коммуникативная компетентность).

Воспитательные:

-воспитывать любознательность;

- потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность)

- любовь к природе.

Оборудование: компьютер; презентация «Белый медведь», учебник «Мир вокруг нас» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., картинка большого формата с изображением белого медведя, глобус, карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида; рисунки белого медведя и пингвина; раздаточный материал «Солнышко»; изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи.

Планируемые результаты деятельности учащихся:


Личностные:

- понимать необходимость охраны пустынь.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний,

- выявлять признаки приспособленности животных к суровым условиям обитания;

- выдвигать гипотезы и их обоснование;

- находить ответы на вопросы, используя учебник и презентацию урока;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- уметь слушать свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других

Предметные:

- уметь объяснять мир: приводить примеры животных , живущих на Северном полюсе и Южном полюсе, знать и уметь показать местоположение полюсов Земли на карте полшарий и глобусе.






Ход урока


  1. Организационный момент.


Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок скорей начнём!


  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

_Перечислите названия весенних месяцев., летних.

- Откуда появились названия месяцев?

- В какое время года день рождения у ребёнка, если он его празднует 16 февраля?

- 24 сентября? 1 марта?

-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – путешествие. Мы будем учиться, путешествуя.

Сегодня к нам на урок пришёл медвежонок.

- Посмотрите на фрагменты из мультфильма и скажите, как его зовут? ( правильно Умка)

А кто знает , где он живёт? ( на Севере)

- Куда же мы с вами отправимся путешествовать? ( По Северному Полюсу)


- На какой вопрос мы должны ответить? «Где живут белые медведи?»


- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию.

Учитель показывает глобус.

-Ребята, я думаю, вы знаете что это?

- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?


-Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.


Учитель выставляет карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида

-И сейчас мы отправимся туда с вами.


-Как вы думаете, ребята. Какая погода будет на полюсах?

-Откройте рабочие тетради на стр. 31 и выполним задание № 1

- Вы собираетесь отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсу. Обведите карандашом то, что понадобиться в путешествии.


Проверка: на компьютере


  1. Работа над новым материалом.


-Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся экспедицию- кругосветное путешествие к этим загадочным полюсам.

-Встаньте все около своих парт.


Физминутка

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт.


- Итак, ребята, Северный полюс находится в том районе Земли где расположен Северный ледовитый океан. Это место на Земле называют ещё Арктика.

Показ на карте.


1 слайд. – Арктика –это океан, покрытый льдом.

2 слайд – Слой льда очень толстый и крепкий.

3 слайд – В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.

4 слайд – Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.

5 слайд – А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить. И в этом краю не встретишь ни птиц ни зверей. Так ли это? Нет, конечно!

6 слайд – Здесь и живёт белый медведь!

- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.


Компетентностно-ориентированное задание.

- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?


Рассказ учителя с презентацией.


6 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»

Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.

7слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх.


8 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.


9 слайд - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские во­доросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.

10 слайд - …Хищниками. А для такой пищи нужны острые зубы!

11 слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.

12 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

13 слайд – Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.

14 слайд - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.

Дети проходят на места.

Проверка:

- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе. Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?

Модельный ответ.

  1. Толстый слой жира.

  2. Густой мех.

  3. Строение головы.

  4. Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.

  5. Белая окраска.

  6. Умение плавать и нырять.


- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.

- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?


Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 72.

- Найдите белого медведя.

- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.

- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……

- На кого из них может охотиться белый медведь?


-А мы продолжаем наше путешествие.

-Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Мы сейчас как раз подлетаем к нему.


Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида.

Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего.

В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть.


-Какие животные живут в Антарктиде? Рассмотрите с. 73 в учебнике.

-Здесь обитают птицы, которые не летают. Может кто-то знает о ком пойдёт речь? Это пингвины. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама –пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.


-А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.

- Какие птицы живут в Антарктиде?

- Каких рыб можно встретить у берегов Антарктиды?


  1. Подведение итогов


-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали? (на Северном и Южном полюсе).


-Похожи ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему?( да потому что, на Северном и Южном полюсах вечная мерзлота и очень низкие температуры).


Дети подходят к глобусу.


-Давайте же ответим теперь Муравьишке, где живут белые медведи?

- Где живут белые медведи? Поместим карточку с названием (картинку) в нужном месте глобуса.

- Где живут пингвины? Поместим карточку с названием (картинку) в нужном месте глобуса.

- Охотятся ли белые медведи на пингвинов?

-Как вы думаете?

- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.


  1. Рефлексия.


-Ну вот мы и дома.На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктиды. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите , что у вас получилось.


  1. Домашнее задание.


Нарисовать по выбору одно животное, обитающее на Северном полюсе.








5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!