Урок русского языка по теме:
«Деепричастие»
Выполнила:
Соколова Надежда Фёдоровна- учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ «Наумовская ООШ» Пролетарского района Ростовской области
2014 г.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» представлен в форме технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3-7
Модель урока русского языка в 7 классе………………………………… 8-14
Литература………………………………………………………………….. 15
Приложение………………………………………………………………… 16-19
Введение.
Целью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является формирование функционально грамотной личности. Для ее реализации ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
На уроках русского языка возможно решение как предметных, так и метапредметных задач.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним».
Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Типовыми заданиями (действиями, материалами) по русскому языку, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, могут быть следующие в зависимости от желаемых результатов (УУД).
Аргументация.
Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.
Актуальность.
Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления
М.М. Бахтин
Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов;
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели данного занятия:
Деятельностная:
Формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
Содержательная:
Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
Планируемые результаты.
Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе.
Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.
Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.
Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной
личности.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно).
Основной принцип.
Обучение через действие и игру, понимание через познавание.
Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.
Результаты занятия.
Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
Овладение техникой построения текста;
Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;
Овладение основными ресурсами аргументации;
Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;
Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;
Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;
Модель
урока русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастие.
Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.
Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи.
-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.
-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Ресурсы: Учебник
Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные задачи | УУД |
1.Организа ционный. | Проверяет готовность класса к уроку. Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? | Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах. Рассаживаются по группам. | - | РегулУУД:умение управлять своей деятельностью |
2.Мотивация учащихся к учению. Актуализа ция ранее полученных знаний | На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства». Задание: Как вы понимаете данное высказывание? Задание: В чём особенности каждой части речи? Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание. Задание: Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами. Обращает внимание в диалоге с учащимися на -способы классификации частей речи, -обоснованность ответов, -умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы. Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий? Как вы определили? А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему? А мы раньше встречались с таким явлением? Признаки каких частей речи есть у причастия? А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)? На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов. Задание: Что общего в этих высказываниях? -Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете? Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем. Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы Задание: Сопоставьте автора и высказываниие. | Каждая часть речи имеет свои особенности. Особенности каждой части речи в его грамматических признаках. Работа в группах. Определение частей речи по алгоритму. Выявление слов незнакомой части речи Да. Когда изучали причастие. Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного. Признаки глагола и наречия. Данные высказывания о деепричастии. Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов. Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах. Сопоставляют автора и высказывание | Повторение способов определения частей речи. Ознакомление с биографией учёных – лингвистов. | Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. РегулУУД: умение выявлять известное и неизвестное. КоммУУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познав УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать. При обсуждении докладов- РегулУУД: умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп. |
3.Изучение нового материала. Определе ние значения новой части речи, грамматичес ких признаков, синтаксичес кой роли. | Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. | Работа в группах по заданию учителя. | Формирова ние представле ний о новой части речи. | РегулУУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. ПознУУД: умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи. КоммУУД: |
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений. |
Приведение к научной норме. | Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие | Работа с текстом в группах. Выявление нового о деепричастии. | Формирова ние научных знаний о деепричас тии. Анализ текста (частичный) | КоммУУД ПознУУД: умение систематизировать знания, строить речевое высказывание. |
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темыурока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану: 1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении |
4.Закрепле ние нового материала | Работа с упр № 230 Задани: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор. | Работают индивидуально с упражнением 230 | Закрепление знаний о деепричас тии как части речи. | РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. |
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. |
| Работа с упр № 232 (2) Задание: определить грамматические признаки деепричастий | Работают индивидуально с упражнением | Закрепление знаний о деепричас тии как части речи | РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. |
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. |
5. Рефлексия | Предлагает учащимся ответить на вопросы 1.Что нового узнали на уроке? 2.Каким образом пришли к новому знанию? 3.Что не понравилось при работе в группе? | Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения: -Сегодня я узнал.. -Теперь я могу… -Я понял, что… -Меня удивило… | | ПознУУД: умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности. |
6. Домашнее задание | Дает дом. задание: 1.Составить вопросы по параграфу 141 2.Выполнить упр 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий) | Запись заданий в дневники | Закрепление изученного о деепричас тии материала через работу с теоретичес ким материалом и минисочине ние. | РегулУУД: саморегуляция ПознУУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний |
Литература
Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Электронный ресурс].
Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с.
Приложение
Алгоритм определения части речи
На какой вопрос отвечает?
Что обозначает?
К какому слову в предложении относится?
Как изменяется?
Каким членом предложения является?
Выступления оценивается по следующим критериям:
1. Ответ должен быть логичным, последовательным;
2. Должен быть построен по типу рассуждения
(тезис – доказательство – вывод);
3. Сообщение не должно превышать 2 минут;
4. В речи выступающего не должны встречаться слова-
паразиты;
Памятка «Критерии оценки публичного выступления»
Область оценивания | Критерии | Индикаторы | Возможные баллы | Баллы |
Оценка постановки цели и задач, их решения. | Соответствие целей и задач основным идеям работы. | 1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы. 2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно. 3) Цель и задачи работы не сформулированы. | 1) 2-3 2) 1 3) 0 | |
Содержание речи. | Достоверность информации. | 1) Информация достоверна. 2) Есть неточности в изложении материала. 3) Информация содержит много фактических ошибок. | 1-3 | |
Подбор информации. | 1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде. 2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала. | 1) 0-2 2) 3-5 | |
Презентация речи. | Речь оратора. | 1) Аудитории было понятно изложение информации. 2) Изложение информации было ярким, запоминающимся. 3) Оратор говорил с энтузиазмом. 4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи. 5) Изложение информации было спонтанным. 6) Изложение информации было беглым. 7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции. | 1) 1 2) 1 3) 1 4) 1 5) 0 6) 0 7) 1-2 | |
Движения оратора. | 1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении. 2) Движения оратора были адекватными. | 1) 1 2) 1 | |
Итого. | | | | |
Рабочий лист__________________
Автор | | | |
Дата жизни | | | |
Область исследования | | | |
Основные труды | | | |
Тестовая работа
| Автор | Научные труды |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
Желаю удачи!
11