СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Электризация тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                       

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Электризация тел»

6




Материалы к уроку








«Электризация тел»












8 класс

Цель урока: учащиеся должны

  • знать/понимать смысл понятия «электрический заряд»;

  • уметь описывать взаимодействие электрических зарядов.

Ход урока.

Учитель. Сегодня на уроке у меня есть помощник. Это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при помощи неё совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам)

Не получается. Что же делать?

Учитель. Вспомните, что делал Алладин, когда доставал из лампы джина?

Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (Натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке «прилипли» лёгкие пушинки и кусочки бумаги.) Получилось. А палочка – то, оказывается, волшебная.

У вас на столах, ребята, есть пластмассовые ручки и стеклянные палочки. Проверьте, они тоже волшебные.

Ученики. (Натирают палочки). Да, к палочкам прилипают лёгкие предметы после их натирания.

Учитель. А лоскутки ткани, меха, шерсти, о которые вы натирали палочки, обладают таким свойством?

Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе лёгкие предметы.

Учитель. В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

Учитель. «Электризация тел». И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова (вывешивает таблички) «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».

В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.

Учитель. А как гипотезу проверить?

Ученики. Надо провести опыты. А какие?

Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.

Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.

Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.

Учитель. Проверим это, электризуя палочки из эбонита и стекла. У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.

Учитель. В природе существует два рода зарядов. Мы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются. А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.

Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды (вывешивает на доску табличку «положительные заряды») и обозначаются они знаком (рядом с табличкой вывешивает большой знак «+») плюс и отрицательные заряды (прикрепляет новую табличку) и обозначаются они знаком (вывешивает знак «-») минус.

Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный.

Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.

Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?

Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?

Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.

Учитель. Задание первой группе. К двум висящим на шёлковых нитях алюминиевым гильзам прикоснитесь наэлектризованной палочкой из эбонита и пронаблюдайте результат. Задание второй группе. К одной гильзе прикоснитесь наэлектризованной стеклянной палочкой, а к другой – наэлектризованной эбонитовой палочкой.

Ученики. (Делают опыты, затем выводы). Телу можно передать заряд, т. е. наэлектризовать его, прикоснувшись уже наэлектризованным телом.

Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?

Ученики. (Приводят примеры: юбка «прилипает» к колготкам; волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской; свитер «трещит», когда его снимаешь; к корпусу бензовоза и комбайна прикрепляют цепь и т.д.).

Учитель. А теперь давайте поиграем. Я задам вопросы, а вы молча будете отвечать поднятием рук (девочки играют роль положительных, а мальчики – отрицательных зарядов). Внимание. Вопрос. Как заряжена палочка? (Показывает стеклянную палочку). А почему девочки не поднимают руки?

Ученики. Палочка не наэлектризована, значит, на ней нет зарядов.

Учитель. (Шёлком проводит по палочке). А сейчас?

Ученики. (Девочки подняли руки).

Учитель. А как заряжена эта палочка (показывает эбонитовую палочку.) Почему никто не поднимает руки (трёт палочку мехом). А сейчас? (Мальчики поднимают руки).

Теперь все поднимите руки вверх, если вы хотите сказать, что заряженные тела отталкиваются, и разведите в стороны, прикоснувшись ладонями к ладоням соседа, если хотите сказать, что заряженные тела притягиваются.

Ответьте, что будет, если один из электрических султанов (показывает на приборы, стоящие на демонстрационном столе) зарядить положительным зарядом, а второй – отрицательным. (Ученики поднимают руки).

Опустите руки. Хотите увидеть правильный ответ? (Заряжает султаны от электрофорной машины).

Да, вы ответили правильно. Султаны притягиваются, т. к. заряды на них разноимённые.

Итак, мы снова уходим с урока, совершив ещё одно открытие, прибавив ещё немножко к нашему знанию. Но чтобы всё знание осталось с вами, необходимо поработать и дома.

домашнее задание: § 25 ,26.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!