СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Файлы и файловые структуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 7 классе с использованием мультимедийной презентации "Файлы и файловые структуры"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Файлы и файловые структуры"»

7 класс ___________________201___г.

Урок_____: Файлы и файловые структуры

Цель урока:

Повторить:

  • виды программного обеспечения компьютера;

  • устройства внешней памяти компьютера;

ознакомить:

  • учеников с понятием логическое имя устройства внешней памяти, файл, каталог(папка);

  • с правилами именования файлов;

формировать умения:

  • отличать файл от папки;

  • определять тип файла и его расширение;

  • записывать имена файлов согласно правилам;

развивать:

  • внимание, логическое мышление;

  • наблюдательность, самостоятельность учеников;

  • информационно-коммуникационную компетентность;

воспитывать:

  • интерес к изучению предмета;

  • бережное отношение к оборудованию кабинета;

предметные – формирование представления о файлах, их именах и типах, каталогах;

метапредметныеразвивать умения именования файлов, определения типов файлов;

личностные понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Базовые понятия и термины: папка, файл, имя файла, тип файла.

Оборудование: персональный компьютер(ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация, программное обеспечение, интерактивные программные средства.

Тип урока : комбинированный

УУД на этапах урока:

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод.

Коммуникативные: умение работать в группе

Личностные УУД:- развитие самооценки


Структура урока:

  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Актуализация опорных знаний. 2 мин.

  3. Изучение нового материала 10 мин.

  4. Закрепление изученного материала 8 мин.

  5. Применение, знаний , умений. Работа на компьютере 20 мин.

    1. Правила техники безопасности во время работы за компьютером

    2. Выполнение упражнений

    3. Выполнение тестового задания

  6. Обобщение и систематизация полученных знаний

  7. Подведение итогов урока. 3 мин.

  8. Домашнее задание. 1 мин.



Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания

    2. Информационная разминка (продолжи предложения):

  • Вся наша жизнь связана с информацией

  • Информатика –это наука об информации

  • Компьютер является системой

  • Монитор это устройство вывода информации

  • Клавиатура это устройство ввода информации

  • Системный блок входит в состав компьютера

  • Работа компьютера без операционной системы невозможна

  • После загрузки операционной системы на экране появляется Рабочий стол

  • Компьютер это устройство для обработки информации

  • Информация (данные) бывает

Посмотрите на эти картинки и подумайте что общего между ними?

  • Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео);

  • А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные

(в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках).

- Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в каком виде?

Разгадывание ребуса

Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые структуры.

  1. Изучение нового материала. Рассказ учителя.

Информация на компьютере сохраняется в виде файлов. Можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.

- Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Работа в группах - задание найти ответы на следующие вопросы:-

Работа с учебником с.81-83: находят информацию – какие приняты логические имена устройств внешней памяти, что может включать имя файла, какие правила записи имен файлов и какие символы запрещено использовать в имени файла, выписывают расширения графических, текстовых, звуковых и видеофайлов.

Так как с этой темой мы встречаемся не впервые я предлагаю поработать в группах и найти ответы с помощью книги и мини-конспекты на следующие вопросы:

Какие обозначения устройств внешней памяти приняты в ОС Windows?

Из каких частей состоит имя файла и кто является их создателем?

Какие символы используют для записи имени файлов, а какие запрещены?

Найти расширения файлов для следующих типов: текстовые, графические, звуковые, видеофайлы.

- Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами. Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит.

- Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно, имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно, имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова «тип» используют слово «расширение».

- Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\: *?» |.

Файл имеет следующие свойства: название, тип, дату создания, объем

- Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.

- Давайте вместе заполним таблицу:

Тип

Значение



*.exe или *.com

Исполнительные файлы (запускает программу)

*.sys, *.drv

Системные файлы

*.doc, *.txt

Файл содержит текстовую информацию

*.bmp, *.jpg, *.gif

Файл содержит графическую информацию

*.avi

Файл содержит видеоизображение

*.wav, *.mp3, *.mid

Файл содержит звуковую информацию

*.bac, *.pas

Файлы на языке программирования

*.zip, *.rar

Архивные

  1. Закрепление изученного материала(работа с листами самооценки результатов)

3адание 1

Распредели файлы по категориям (расставь стрелки):

Текстовый файл


Файл.mp3

Графический фай

Файл.avi

Звуковой файл

Файл.jpeg

Видео файл

Файл.doc

Web-страница

Файл.html

Задание 2.
Подчеркни неправильные имена файлов:

1.         *Мой рисунок*
2.         «Сочинение о лете»
3.         \урок математики\
4.         12 больше 13
5.         Ура?
6.         Мое стихотворение
7.        

Ответ: 1,2,3,5,7.

Задание 3.
В папке My game находятся файлы:
1.         My_game.exe
2.         My_game.txt
3.         My_game.bmp
4.         My_game.avi
5.         My_game.wav

- Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре (2 - текстовая информация).

- Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).

- Определите файл, в котором может храниться изображение к игре (3 - графическая информация).

- Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).

- Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).

  1. Применение, знаний , умений. Работа на компьютере

    1. Правила техники безопасности во время работы за компьютером(повторение правил
      безопасной работы за компьютером)

    2. Выполнение практического упражнения «Проверь имена файлов»

    3. Выполнение тестового задания

    4. Выполнение дополнительного задания «Найди соответствие»

Гимнастика для глаз. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Посмотреть на указательный палец вытянутой правой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний

Предлагаю еще раз вспомнить определения понятий:

  • файл;

  • папка;

  • имя файла;

  • расширение файлов;

  1. Подведение итогов урока.

Комментированное выставление оценок обучающимся за урок.

0- нет, 1-да.

  1. Вам было интересно на уроке?

  2. Вы узнали что-то новое на уроке?

  3. Был ли доступен изучавшийся материал?

  4. Вы его поняли?

  5. Готовы ли вы на следующих уроках применить его на практике?

  1. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!