Урок разработала Алексеева Светлана Дмитрьевна – учитель физики Тылгынинской средней общеобразовательной школы им. И.Н. Ханды -Иванова Вилюйского района Республики Саха (Я)
Тема урока: Плотность вещества
Класс: 7
Учебный предмет: физика
«Физика 7 класс» под редакцией А.В Перышкина и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва: «Дрофа», 2010 год.
- План -конспект урока на тему: «Плотность вещества»
- презентация к уроку.
- Техническое оснащение: Компьютер; проектор; проекционный экран.
- Оборудование: Рычажные весы; тела равного объема, но разной массы; тела равной массы, но разного объема.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.
Цель: познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности
Задачи урока:
Обучающие:
Развивающие:
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,
формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
решать тренировочные задачи;
расширять кругозор учащихся;
развивать самостоятельность;
формировать познавательный интерес к предмету
Воспитательные:
повысить интерес к изучению физики;
воспитывать умение слушать, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности
Приобретаемые навыки детей:
учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: коллективная, групповая
Положение в рабочей программе в учебно-тематическом планировании: урок 16 по разделу: «Взаимодействие тел»
Преимущества использования ИКТ при изучении данного урока:
Используемые методы, приёмы и формы обучения:
репродуктивный
эвристический
диалоговые
вопросно-ответные проблемные ситуации
работа учащихся с учебником
слайды мультимедийной презентации на экране
фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности учащихся.
Дидактическое обеспечение: слайды мультимедийной презентации на экране, учебник, физические приборы и оборудование.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Цели и задачи | Длительн. этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемый результат деятельности учащихся |
I.Организационный II.Повторение ранее изученн. Материала III.Подготовка к активному восприятию материала. IV.Изучение нового материала. V.Первичное закрепление пройденного материала. VI.Итог урока. Снятие напряжения. | Создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Проверить знания о взаимодействии тел и массы Развивать мыслительные способности учащихся Побуждать интерес к новому материалу Актуализировать знания учащихся и ввести новые понятия по данной теме. Выдвижение и проверка гипотезы. Обеспечить целенаправленную познавательную деятельность учащихся по освоению элементов новой темы. Привести в систему знания учащихся, связанные с новым учебным материалом и организовать самоконтроль учащихся по отношению к изученному учебному материалу по теме «Плотность» Обеспечить коррекцию возможных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по теме. Обеспечить рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и полученных новых знаний по теме урока. Восстановить работоспособность учащихся. | 0,5 мин. 6мин 5мин 26 мин 3мин 4 мин | Создаёт условия для активного включения учащихся в работу посредством организации внимания и целевых установок урока: изучена масса тела и ее измерение. Какую зависимость массы тела еще следует изучить? Создает условия для повторения учениками опорных знаний и развития аналитических способностей учащихся с помощью серии вопросов по пройденной ранее теме Создаёт условия, обеспечивающие образовательную напряжённость на уроке созданием проблемной ситуации с удивлением. Ведет побуждающий к гипотезам диалог. Организует групповую работу учащихся по проверке гипотез. Организует коммуникацию между учащимися, задаёт вопросы, уточняет и комментирует ответы учеников, выделяет со школьниками главное Организация деятельности учащихся по самоконтролю изученного материала по теме «Плотность» Обеспечение коррекции усвоенного учащимися нового материала посредством организации работы школьников с учебником и ИКТ. Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности учащихся. Даёт оценку деятельности отдельных учащихся и классного коллектива в целом. Создаёт условия для успешного выполнения домашнего задания. Проводит занятие по снятию напряжения. | Приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к образовательному объекту и проблеме урока. Отвечают на вопросы по слайду № 2 Слушают учителя, высказывают предположения, определяют совместно с учителем, как проверить свои высказывания, по результату проверки делают выводы. Обсуждают и выполняют практическую работу в командах. Высказывают свою точку зрения, слушают и дополняют ответы друг друга, задают вопросы одноклассникам, выделяют совместно с учителем главное, делают выводы .Сопоставляют свой результат творческой деятельности с учебником. Работа с учебником, ИКТ. .Обсуждают с учителем возникшее недопонимание по усвоенному учебному материалу , анализируют уровень своей образовательной подготовки. Определяют свои пробелы в знаниях по теме, обозначают вопросы, связанные с личной заинтересованностью по отношению к образовательному объекту урока. Записывают домашнее задание в дневник. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют полученные творческие результаты, анализируют возникшие на уроке трудности и способы их преодоления. | Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу Актуализация знаний об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала Понимание учениками своего "незнания", проявление личностной позиции в принятии целей и содержания деятельности на уроке Приобретённый учащимися опыт в творческом применении полученных знаний при выполнении практических заданий. Обобщённый продукт творческой деятельности учащихся. Обнаружение учениками своей компетентности или пробелов, связанных с учебным материалом темы. Корректировка недопонимания у учащихся по материалу новой темы, знание способов устранения выявленных пробелов в знаниях. Ученики осмыслили результаты своей работы на уроке, оценили себя как субъект деятельности. Испытали чувство комфортности, радости. |
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент. 0,5- 1мин
2. Повторение материала 6-7 мин
3. Подготовка к активному восприятию материала. Проверка гипотез. 5 мин
4. Изучение нового материала. Практическая работа .Формулировка определения плотности. 26 мин
5. Первичное закрепление пройденного материала. 3 мин
6. Итог урока. Снятие напряжения. 3-4 мин
Ход урока:
I. Организационный этап
Цель этапа: приветствие, установление доброжелательной атмосферы, настрой на продуктивную деятельность.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу. Ребята, вы изучили тему массы тела и измерения массы тела на весах. В зависимости от массы тела по - разному меняют свою скорость при взаимодействии. На этом уроке мы рассмотрим от чего зависит масса тела. Повторим эти темы.
II. Повторение ранее изученного материала. На экране слайд № 2 (учащиеся отвечают на вопросы)
III. Подготовка к активному восприятию материала. Учитель показывает две совершенно одинаковых по внешнему виду и по форме металла, но разные по объему ( второй - более длинный алюминий, первый металл – олово).
Учитель: Ребята, в чем сходство и отличие этих металлов?
Учащиеся: Отличие: объемы разные, второй металл более тяжелый т.е. масса будет больше, чем у первого.
Сходство: Форма одинаковая и они изготовлены из одного вещества.
Учитель: Есть другое мнение?
Учащиеся: молчат (если кто- то выскажет какую- нибудь гипотезу, то это принимается и подвергается проверке)
Учитель: А как проверить ваши идеи о том ,что металлы имеют разную массу и они из одного вещества?
Учащиеся: Массу найдем взвешиванием на рычажных весах. Если материал из одного вещества, то масса будет разная.
К доске вызывается один из учеников и на чашу рычажных весов кладет металлы по одному. К удивлению учащихся массы у металлов одинаковые. (создается проблемная ситуация.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Вы удивлены? Итак, какие есть идеи?
Учащиеся: Может быть, они изготовлены из разных материалов?
Учитель: Какие еще есть мысли?
Учащиеся: молчат
Учитель: Вещества бывают разные. Они могут быть более плотными и менее плотными. Какой из этих металлов более плотный?
Учащиеся: У того металла, у которого объем меньше.
Учитель: Почему вы так думаете?
Учащиеся: Чтобы массы были одинаковыми у двух тел, изготовленных из разных веществ, объем будет меньше у того металла, у которого вещество более плотное.
Учитель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Ученики: Тела, имеющие равные массы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы. Объем будет больше у того тела, у которого плотность вещества меньше. Слайд № 3
Учитель: Тела изготовлены из разных материалов. Какую пару тел нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость массы тела от его материала? Слайд № 4
Ученики: Нужно выбрать тела равного объема и, изготовленного из разного материала.
Учитель: Какие еще есть идеи?
Ученики: молчат
Учитель: Почему вы выбрали именно эти тела?
Учащиеся: У тела, изготовленного из более плотного вещества ,масса будет больше.
Учитель: Так. Какие еще есть идеи?
Учащиеся: У тела, изготовленного из более плотного вещества ,масса будет меньше.
Учитель: Вы согласны с этой мыслью?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Давайте проверим эти гипотезы.
Учащиеся разбиваются на группы. Взвешивают на рычажных весах тела равного объема, но разной массы. Они приходят к выводу о том ,что у тела более плотного, масса будет больше. Слайд № 5
Учитель: Всякое вещество характеризуется плотностью. Итак, тема сегодняшнего урока «Плотность вещества». На экране слайд № 6 . Тела ,окружающие нас , состоят из различных веществ: дерева, резины, железа, стекла и др. Они имеют разную плотность. Учитель показывает слайд № 7. Тела, объемом 1м³ или 1см³ каждое, изготовленные из разных веществ, имеют разную массу. Например: Железо, объемом 1м³, имеет массу 7800кг, вода, объемом 1м³, имеет массу 1000кг или 1т, воздух -1,29 кг.
Учитель: Итак, что называется плотностью?
Ученики: молчат
Учитель: Что мы делали, чтобы сравнить массы тел, изготовленных из различных веществ, т.е. имеющие разные плотности?
Ученики: Взвешивали их на рычажных весах.
Учитель: А объемы какие были?
Ученики: Одинаковые. Каждое тело имело объем 1см³. У более плотного вещества масса была больше.
Учитель: Мы взвешиванием нашли массы разных тел с объемами 1см³. Таким образом, мы нашли их плотность. Итак, сформулируйте понятие плотности.
Ученики: Плотность - это масса тела ,имеющего объем 1см³.
Учитель: Еще есть мысли?
Ученики: Объем может быть 1м³.
Учитель: Все согласны с этим выводом?
Учитель: Проверим формулировку по учебнику.
Учащиеся обращаются к учебнику. Учитель показывает слайд № 8 . Ученики вслух проговаривают понятие плотности .
На экране слайд № 9 . Пример: Лед имеет массу 1800кг, а его объем 2м³. Определите плотность льда.
Учитель: Давайте, вспомним понятие плотности.
Ученики: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м³ (или 1см³).Значит, чтобы найти плотность льда, надо найти массу льда в объеме 1м³. Чтобы найти массу льда в объеме 1м³, массу 1800кг разделим на объем 2м³, получается 900 кг на 1м³.
Учитель: Что надо делать, чтобы найти плотность вещества?
Ученики: Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.
Учитель: Откройте учебник и проверьте свой вывод.
На экране слайд № 10.Плотность- это физическая величина, которая равна отношению массы тела на его объем. Плотность = масса / объем. Обозначение: ρ - плотность вещества, m - масса тела, V - его объем.
Ρ=m/V. Единицей плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр (1кг/м³) или (1г/см³).
Следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицы плотностей в учебнике.
V. Первичное закрепление пройденного материала.
Устно отвечают на вопросы к параграфу 21 стр.52.
На экране слайд № 11
Задача: Плотность парафина 900кг/м³. Что это означает?
Задача: Найти плотность вещества массой 2кг в объеме 0,002м³.
Учитель: Сегодня мы узнали, что называется плотностью вещества. Итак, плотность – это масса вещества, взятого в объеме 1м³ или 1см³. Чтобы найти плотность вещества, надо массу разделить на его объем.
VI. Итог урока. Снятие напряжение.
Учитель: Вашим домашним заданием будет §21, упражнение 7 (1,2,3 стр52) Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
Слайд № 12
На экране слайд № 13
Учитель: Ребята, у вас на столе есть кружочки. Запишите на них свои имена. Если данный урок вам понравился, нарисуйте на кружочке первый смайлик из экрана , а если у вас возникли вопросы по данной теме – второй, а если что- то вам не понравилось - третий.
Учитель: Закрыли тетради, учебники, все на край стола.
Звучит тихая музыка, пение птиц, учитель читает текст.
Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы на опушке леса. Вокруг вас светло и спокойно. Над вами ясное, голубое небо. Солнце ласково греет ваше лицо Вокруг вас порхают красивые бабочки. Под ногами море цветов, белые, желтые, оранжевые. Как красиво … А пение птиц заполняют вашу душу радостью, спокойствием. Вы забываете свои тревоги, разочарование, обиды. Вам хорошо и легко.
Открывайте глаза. Отдохнули немного.
Всем спасибо за совместный труд. До свидания.
Список использованных источников:
1.«Физика 7 класс» под редакцией А.В Перышкина Учебник для общеобразовательных учреждений . Москва: «Дрофа», 2010 год.
2.Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина 7класс. М.: «ВАКО», 2013
3. Проблемный урок или как открывать знания с учениками Е.Л. Мельникова Москва 2012
4. Физика 7 Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон Москва Дрофа 2009
5. Физика 7 Контрольно- измерительные материалы Москва «Вако» 2013
6. Тесты по физике В.А. Волков 7-9 классы Москва «Вако» 2011