СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока физики. 7 класс. Тема: "Плотность вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 7 классе на тему "Плотность вещества".  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока физики. 7 класс. Тема: "Плотность вещества"»

Урок разработала Алексеева Светлана Дмитрьевна – учитель физики Тылгынинской средней общеобразовательной школы им. И.Н. Ханды -Иванова Вилюйского района Республики Саха (Я)

Тема урока: Плотность вещества

Класс: 7

Учебный предмет: физика

«Физика 7 класс» под редакцией А.В Перышкина и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва: «Дрофа», 2010 год.

- План -конспект урока на тему: «Плотность вещества»

- презентация к уроку.

- Техническое оснащение: Компьютер; проектор; проекционный экран.

- Оборудование: Рычажные весы; тела равного объема, но разной массы; тела равной массы, но разного объема.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.

Цель: познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить с понятием плотности и ее физическим смыслом

  • активизировать познавательную деятельность учащихся

Развивающие:

  • создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,

  • формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;

  • развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

  • решать тренировочные задачи;

  • расширять кругозор учащихся;

  • развивать самостоятельность;

  • формировать познавательный интерес к предмету

Воспитательные:

  • повысить интерес к изучению физики;

  • воспитывать умение слушать, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности

Приобретаемые навыки детей:

  • учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;

  • развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;

  • повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

  • воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.

Форма организации деятельности учащихся на уроке: коллективная, групповая

Положение в рабочей программе в учебно-тематическом планировании: урок 16 по разделу: «Взаимодействие тел»

Преимущества использования ИКТ при изучении данного урока:

  • позволяет наглядно представлять иллюстративный материал;

  • помогает лучше усвоить новый материал.

Используемые методы, приёмы и формы обучения:

  • репродуктивный

  • эвристический

  • диалоговые

  • вопросно-ответные проблемные ситуации

  • работа учащихся с учебником

  • слайды мультимедийной презентации на экране

  • фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности учащихся.

Дидактическое обеспечение: слайды мультимедийной презентации на экране, учебник, физические приборы и оборудование.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Цели и задачи

Длительн. этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат деятельности учащихся

I.Организационный










II.Повторение ранее изученн. Материала






III.Подготовка к активному восприятию материала.




IV.Изучение нового материала.












V.Первичное закрепление пройденного материала.












VI.Итог урока. Снятие напряжения.

Создать атмосферу доброжелательности и комфорта.








Проверить знания о взаимодействии тел и массы

Развивать мыслительные способности учащихся




Побуждать интерес к новому материалу






Актуализировать знания учащихся и ввести новые понятия по данной теме.

Выдвижение и проверка гипотезы. Обеспечить целенаправленную познавательную деятельность учащихся по освоению элементов новой темы.



Привести в систему знания учащихся, связанные с новым учебным материалом и организовать самоконтроль учащихся по отношению к изученному учебному материалу по теме «Плотность»

Обеспечить коррекцию возможных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по теме.

Обеспечить рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и полученных новых знаний по теме урока. Восстановить работоспособность учащихся.

0,5 мин.










6мин








5мин







26 мин













3мин















4 мин

Создаёт условия для активного включения учащихся в работу посредством организации внимания и целевых установок урока: изучена масса тела и ее измерение. Какую зависимость массы тела еще следует изучить?

Создает условия для повторения учениками опорных знаний и развития аналитических способностей учащихся с помощью серии вопросов по пройденной ранее теме

Создаёт условия, обеспечивающие образовательную напряжённость на уроке созданием проблемной ситуации с удивлением.


Ведет побуждающий к гипотезам диалог. Организует групповую работу учащихся по проверке гипотез.

Организует коммуникацию между учащимися, задаёт вопросы, уточняет и комментирует ответы учеников, выделяет со школьниками главное


Организация деятельности учащихся по самоконтролю изученного материала по теме «Плотность»

Обеспечение коррекции усвоенного учащимися нового материала посредством организации работы школьников с учебником и ИКТ.





Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности учащихся. Даёт оценку деятельности отдельных учащихся и классного коллектива в целом. Создаёт условия для успешного выполнения домашнего задания.

Проводит занятие по снятию напряжения.




Приобретают опыт

эмоционально-ценностного отношения к образовательному объекту и проблеме урока.







Отвечают на вопросы по слайду № 2







Слушают учителя, высказывают предположения,

определяют совместно с учителем, как проверить свои высказывания, по результату проверки делают выводы.


Обсуждают и выполняют практическую работу в командах. Высказывают свою точку зрения, слушают и дополняют ответы друг друга, задают вопросы одноклассникам, выделяют совместно с учителем главное, делают выводы .Сопоставляют свой результат творческой деятельности с учебником.



Работа с учебником, ИКТ. .Обсуждают с учителем возникшее недопонимание по усвоенному учебному материалу , анализируют уровень своей образовательной подготовки.

Определяют свои пробелы в знаниях по теме, обозначают вопросы, связанные с личной заинтересованностью по отношению к образовательному объекту урока.



Записывают домашнее задание в дневник. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют полученные творческие результаты, анализируют возникшие на уроке трудности и способы их преодоления.

Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу








Актуализация знаний об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала





Понимание учениками своего "незнания", проявление личностной позиции в принятии целей и содержания деятельности на уроке



Приобретённый учащимися опыт в творческом применении полученных знаний при выполнении практических заданий. Обобщённый продукт творческой деятельности учащихся.







Обнаружение учениками своей компетентности или пробелов, связанных с учебным материалом темы.

Корректировка недопонимания у учащихся по материалу новой темы, знание способов устранения выявленных пробелов в знаниях.







Ученики осмыслили результаты своей работы на уроке, оценили себя как субъект деятельности. Испытали чувство комфортности, радости.





ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА



1. Организационный момент. 0,5- 1мин

2. Повторение материала 6-7 мин

3. Подготовка к активному восприятию материала. Проверка гипотез. 5 мин

4. Изучение нового материала. Практическая работа .Формулировка определения плотности. 26 мин

5. Первичное закрепление пройденного материала. 3 мин

6. Итог урока. Снятие напряжения. 3-4 мин





Ход урока:



I. Организационный этап

Цель этапа: приветствие, установление доброжелательной атмосферы, настрой на продуктивную деятельность.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу. Ребята, вы изучили тему массы тела и измерения массы тела на весах. В зависимости от массы тела по - разному меняют свою скорость при взаимодействии. На этом уроке мы рассмотрим от чего зависит масса тела. Повторим эти темы.

II. Повторение ранее изученного материала. На экране слайд № 2 (учащиеся отвечают на вопросы)

III. Подготовка к активному восприятию материала. Учитель показывает две совершенно одинаковых по внешнему виду и по форме металла, но разные по объему ( второй - более длинный алюминий, первый металл – олово).

Учитель: Ребята, в чем сходство и отличие этих металлов?

Учащиеся: Отличие: объемы разные, второй металл более тяжелый т.е. масса будет больше, чем у первого.

Сходство: Форма одинаковая и они изготовлены из одного вещества.

Учитель: Есть другое мнение?

Учащиеся: молчат (если кто- то выскажет какую- нибудь гипотезу, то это принимается и подвергается проверке)

Учитель: А как проверить ваши идеи о том ,что металлы имеют разную массу и они из одного вещества?

Учащиеся: Массу найдем взвешиванием на рычажных весах. Если материал из одного вещества, то масса будет разная.

К доске вызывается один из учеников и на чашу рычажных весов кладет металлы по одному. К удивлению учащихся массы у металлов одинаковые. (создается проблемная ситуация.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Вы удивлены? Итак, какие есть идеи?

Учащиеся: Может быть, они изготовлены из разных материалов?

Учитель: Какие еще есть мысли?

Учащиеся: молчат

Учитель: Вещества бывают разные. Они могут быть более плотными и менее плотными. Какой из этих металлов более плотный?

Учащиеся: У того металла, у которого объем меньше.

Учитель: Почему вы так думаете?

Учащиеся: Чтобы массы были одинаковыми у двух тел, изготовленных из разных веществ, объем будет меньше у того металла, у которого вещество более плотное.

Учитель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Ученики: Тела, имеющие равные массы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы. Объем будет больше у того тела, у которого плотность вещества меньше. Слайд № 3

Учитель: Тела изготовлены из разных материалов. Какую пару тел нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость массы тела от его материала? Слайд № 4

Ученики: Нужно выбрать тела равного объема и, изготовленного из разного материала.

Учитель: Какие еще есть идеи?

Ученики: молчат

Учитель: Почему вы выбрали именно эти тела?

Учащиеся: У тела, изготовленного из более плотного вещества ,масса будет больше.

Учитель: Так. Какие еще есть идеи?

Учащиеся: У тела, изготовленного из более плотного вещества ,масса будет меньше.

Учитель: Вы согласны с этой мыслью?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Давайте проверим эти гипотезы.

Учащиеся разбиваются на группы. Взвешивают на рычажных весах тела равного объема, но разной массы. Они приходят к выводу о том ,что у тела более плотного, масса будет больше. Слайд № 5

Учитель: Всякое вещество характеризуется плотностью. Итак, тема сегодняшнего урока «Плотность вещества». На экране слайд № 6 . Тела ,окружающие нас , состоят из различных веществ: дерева, резины, железа, стекла и др. Они имеют разную плотность. Учитель показывает слайд № 7. Тела, объемом 1м³ или 1см³ каждое, изготовленные из разных веществ, имеют разную массу. Например: Железо, объемом 1м³, имеет массу 7800кг, вода, объемом 1м³, имеет массу 1000кг или 1т, воздух -1,29 кг.

Учитель: Итак, что называется плотностью?

Ученики: молчат

Учитель: Что мы делали, чтобы сравнить массы тел, изготовленных из различных веществ, т.е. имеющие разные плотности?

Ученики: Взвешивали их на рычажных весах.

Учитель: А объемы какие были?

Ученики: Одинаковые. Каждое тело имело объем 1см³. У более плотного вещества масса была больше.

Учитель: Мы взвешиванием нашли массы разных тел с объемами 1см³. Таким образом, мы нашли их плотность. Итак, сформулируйте понятие плотности.

Ученики: Плотность - это масса тела ,имеющего объем 1см³.

Учитель: Еще есть мысли?

Ученики: Объем может быть 1м³.

Учитель: Все согласны с этим выводом?

Учитель: Проверим формулировку по учебнику.

Учащиеся обращаются к учебнику. Учитель показывает слайд № 8 . Ученики вслух проговаривают понятие плотности .

На экране слайд № 9 . Пример: Лед имеет массу 1800кг, а его объем 2м³. Определите плотность льда.

Учитель: Давайте, вспомним понятие плотности.

Ученики: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м³ (или 1см³).Значит, чтобы найти плотность льда, надо найти массу льда в объеме 1м³. Чтобы найти массу льда в объеме 1м³, массу 1800кг разделим на объем 2м³, получается 900 кг на 1м³.

Учитель: Что надо делать, чтобы найти плотность вещества?

Ученики: Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.

Учитель: Откройте учебник и проверьте свой вывод.

На экране слайд № 10.Плотность- это физическая величина, которая равна отношению массы тела на его объем. Плотность = масса / объем. Обозначение: ρ - плотность вещества, m - масса тела, V - его объем.

Ρ=m/V. Единицей плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр (1кг/м³) или (1г/см³).

Следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицы плотностей в учебнике.

V. Первичное закрепление пройденного материала.

Устно отвечают на вопросы к параграфу 21 стр.52.

На экране слайд № 11

Задача: Плотность парафина 900кг/м³. Что это означает?

Задача: Найти плотность вещества массой 2кг в объеме 0,002м³.

Учитель: Сегодня мы узнали, что называется плотностью вещества. Итак, плотность – это масса вещества, взятого в объеме 1м³ или 1см³. Чтобы найти плотность вещества, надо массу разделить на его объем.

VI. Итог урока. Снятие напряжение.

Учитель: Вашим домашним заданием будет §21, упражнение 7 (1,2,3 стр52) Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слайд № 12

На экране слайд № 13

Учитель: Ребята, у вас на столе есть кружочки. Запишите на них свои имена. Если данный урок вам понравился, нарисуйте на кружочке первый смайлик из экрана , а если у вас возникли вопросы по данной теме – второй, а если что- то вам не понравилось - третий.

Учитель: Закрыли тетради, учебники, все на край стола.

Звучит тихая музыка, пение птиц, учитель читает текст.

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы на опушке леса. Вокруг вас светло и спокойно. Над вами ясное, голубое небо. Солнце ласково греет ваше лицо Вокруг вас порхают красивые бабочки. Под ногами море цветов, белые, желтые, оранжевые. Как красиво … А пение птиц заполняют вашу душу радостью, спокойствием. Вы забываете свои тревоги, разочарование, обиды. Вам хорошо и легко.

Открывайте глаза. Отдохнули немного.

Всем спасибо за совместный труд. До свидания.









Список использованных источников:

1.«Физика 7 класс» под редакцией А.В Перышкина Учебник для общеобразовательных учреждений . Москва: «Дрофа», 2010 год.

2.Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина 7класс. М.: «ВАКО», 2013

3. Проблемный урок или как открывать знания с учениками Е.Л. Мельникова Москва 2012

4. Физика 7 Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон Москва Дрофа 2009

5. Физика 7 Контрольно- измерительные материалы Москва «Вако» 2013

6. Тесты по физике В.А. Волков 7-9 классы Москва «Вако» 2011












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!