СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Где живут медведи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Где живут медведи"»

МБОУ «СОШ № 38» г.Симферополя



















ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

УМК «Школа России»

1 класс













Провела: Куракова Галина Семеновна-

учитель начальных классов







- 2021 год –



Пояснительная записка

Дата: 20.01.2021

Тема: Где живут белые медведи?

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 1- б

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • раздаточный материал (см. Прило жение 1): рисунки с животными;

  • раздаточный материал (см. Приложение 2): листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды;

  • раздаточный материал (см. Приложение 3): карточки со словами;

  • раздаточный материал (см. Приложение 4): рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;

  • глобусы;

  • сигнальные карточки («светофор»);

  • набор смайликов (зелёный, жёлтый, красный).

Медиа: презентация MsOffice 2007 Power Point (20 слайдов)

Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер с колонками для прослушивания, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран или ИД.

Место урока в образовательном процессе

Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2013.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?»

Подготовка к уроку

Класс разбит на 6 групп по 4 человека (в зависимости от наполняемости класса). Для каждой группы перед уроком приготовлен глобус.



Технологическая карта изучения темы

Тема:

Где живут белые медведи?


Тип урока по целеполаганию:

Урок изучения нового материала, урок-экспедиция.

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Основные термины и понятия темы:

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.

Личностные результаты:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

- приводить примеры животных холодных районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные результаты:

-процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

-процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов действительности .


Организация пространства


Межпредметные связи


Формы работы

Русский язык (развитие речи, а именно составление рассказа о животном).

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

1 этап: Организационный момент.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок скорей начнём!

Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!

На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель прикрепляет в доске рисунки Муравьишки и Черепахи) (Приложение 4).

Они будут задавать вам вопросы, и помогать делать выводы.

Ученики настраиваются на работу.






II этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке темы и цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель: Муравьишка Вопросик интересуется, как Вы запомнили темы прошлых уроков, и хочет задать вам несколько вопросов.

Начнём, я читаю утверждения, а вы, если согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны – красный цвет. Будьте внимательны!

. Вторник идёт после воскресенья

. В году четыре месяца

. В неделе семь дней

. Осенью на деревьях распускаются листья

. Весна приходит после зимы

. В понедельник все люди отдыхают

. Осенью желтеют и опадают листья

. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи

.Суббота идёт после пятницы

. Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году


- А теперь поиграем в игру «Кто, где живёт?»

(Учитель показывает картинку, дети, посовещавшись в группах, отвечают)

Постановка учебной проблемы.

Корова – (в коровнике), курица – (в курятнике), собака – (в будке или дома), золотые рыбки – (в аквариуме), ёжик – (в лесу), свинья – (в свинарнике), бурый медведь – (в лесу), белый медведь – (?), пингвин – (?).

- Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Слайд 2.

Так какая сегодня тема урока, какой вопрос нам задаёт любопытный Муравьишка Вопросик?

Прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- Тут вдруг Муравьишка Вопросик задумался, а потом и спрашивает: есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? А вы, ребята, как думаете?

- Сегодня на уроке мы найдём ответы на эти вопросы. А для этого отправимся в путешествие.





Дети работают с сигнальными карточками.





















Дети сомневаются, куда расселить белого медведя и пингвина (предлагают разные варианты).



Не знаем, где живут белые медведи и пингвины.


Где живут белые медведи и пингвины?



Дети читают в учебнике на странице 12.





Ученики высказывают свои мнения.


III этап. Постановка учебной задачи


(практическая работа с использованием глобуса)

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана, Антаркти­ды, Северного и Южного полюсов.

(У учителя на столе демонстрационный глобус).

Слайд 3.

- Определить место нашего путешествия поможет глобус. Вспомните, что такое глобус?

- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло?

Обратите внимание, что макушка глобуса белая, если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то мы увидим и там «белую шапку»

- Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках. Сначала на верхнем участке.

- Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?

-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет?

- Правильно. Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе земли расположен Северный полюс.

(Показ на демонстрационном глобусе указкой Северный полюс).


- Теперь давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса.

- Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет?

- Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Здесь тоже располагается полюс. Прочтите, пожалуйста, какой это полюс. Как это «южный»? Разве на юге может быть холодно?


(Показ на демонстрационном глобусе указкой Южный полюс).

- Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.

- Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

- Постарайтесь определить каждый для себя цель своего путешествия.








- Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками к достижению главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

- Верно, ребята. Мудрая Черепаха согласна с вами, и она приглашает вас в путешествие, и исследовать эти районы.

(У каждой группы - глобус).




- Глобус – это модель Земли.

- Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что холодно там, где участки окрашены в белый цвет.




- Северный Ледовитый океан.


- Океаны обозначают голубым цветом.


- Потому что он покрыт снегом и льдом.






(Дети показывают Северный полюс на глобусах обратной стороной карандаша).



- Антарктида.

- Да, догадались, потому что Антарктида тоже покрыта снегом и льдом.





Учащиеся высказывают свои предположения.


(Дети показывают Южный полюс на глобусах обратной стороной карандаша).




- В Антарктиду и на Северный Ледовитый океан.












Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли.

IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

(фронтальная беседа на основе презентации)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учитель: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие скажите, как вы себе представляете холодные районы Земли? Какая погода будет на полюсах?

Посовещайтесь в группах.

Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Рассмотрите рисунок и обведите карандашом в кружок то, что необходимо взять на север.

Слайд 4.

- Что из этих предметов нам понадобиться для путешествия?

Учитель: Итак, вооружились всем необходимым, маршрут определён, можно отправляться в путь. А поможет нам в этом волшебный цветок Цветик – семицветик.

Произнесём волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - нашему вели.

Вели оказаться на Северном полюсе.

Слайд 5.

- Северный Ледовитый океан занимает очень большую территорию вокруг Северного полюса. Острова Северного Ледовитого океана – Арктика.


- Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам.

Учитель снова щёлкает по картинке – она уменьшается.


- В Северном Ледовитом океане встречаются и куски отколовшегося льда.


- Одной из красивых и величественных картин Северного Ледовитого океана является ледяная гора. Кто знает, как называется это уникальное творение природы?

- Правильно, это - айсберг, который представляет собой огромный отколовшийся кусок льда, плавающий в воде. Большая часть айсберга погружена в воду.


- Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по поверхности Земли и совсем не греют.

- Дети, а полгода - это сколько? Кто может ответить?

- Правильно.


- В эти места отправляются в экспедиции исследователи – учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны.


- Что же мы ответим Муравьишке, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?

- А можно встретить здесь животных?

Кажется невероятным, и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы. Животные, которых можно здесь встретить, хорошо приспособились к жизни в холодных районах. Послушайте загадку и скажите, о каком звере идёт речь.

В белой шубе меховой,

По льдинам ходит зверь большой,

Страшно может он реветь.

Кто это?

ФИЗКУЛЬТМИНТКА «МИШКИ В ЛЕСУ»

- Ребята, а что вы знаете о белом медведе?


Слайд 6.

- Самый большой из медведей – это белый полярный медведь, который обитает только здесь, в Арктике. Его вес около 700кг, а длина туловища достигает 3м. По - гречески «арктус» – медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят на снегу, во льдах и в воде.

Они с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Под тёплой шкурой скрывается толстый слой жира.

Лапы медведя имеют длинные крепкие когти, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды. Подошва лап покрыта густой жёсткой шерстью, поэтому лапы не мёрзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

- Белый медведь – отличный ныряльщик и пловец. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой. Он может долго плыть со скоростью 4-5 км\ч, и иногда уплывает от берега в открытое море на десятки километров. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими. Когда он ныряет, его маленькие ушки закрыты, а глаза высматривают добычу. Ушки не мёрзнут на морозе, у зверя хороший слух и нюх.

Даже в эти суровых условиях у белых медведей появляются детёныши, медведица забирается в снежную пещеру изо льда. Детёныши по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги.

- Медведь – это хищник, он питается другими животными, которых может ловить не только на льдинах, но и в воде. Его добычей становятся различные животные, обитающие здесь: тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. Кроме этого он может питаться морскими водорослями.


- Послушайте, как грозно он рычит.


- Скажите, а как он приспособился к жизни в холодных условиях?


- Догадайтесь, почему природа его наделила белым цветом шерсти?

- Благодаря белому цвету, он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов.

- Скажите, а где может добывать себе пищу белый медведь?

- Как вы думаете, могут в таких холодных погодных условиях жить другие животные?

Прочитаем по учебнику с. 12

Слайд 7.

- Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это не совсем бивни, а просто большие верхние клыки.

- Ребята, подумайте и скажите, какую роль выполняют клыки в жизни моржа?

- Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или снегу.

- Ребята, а может, вы знаете, с помощью чего он плавает?

- Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду.

- У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной.

- Послушайте, какой звук издаёт морж.


Слайд 8.

- Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.

- Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж?

- Конечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя состоит из коротких, жестких и редких волос и не может предохранять тело от охлаждения.

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, что же помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде?

- Правильно, эту роль выполняет толстый слой подкожного жира.

- Тюлени – хищники, и питаются они моллюсками, ракообразными, рыбами.

- Послушайте, какие звуки издаёт тюлень.


- Итак, мы познакомились с самыми распространёнными хищниками Северного Ледовитого океана. Вспомните, о чём мы говорили и скажите, что общего у белого медведя, тюленя, моржа, как они приспособились к холодным условиям?

Слайд 9.

- Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника. Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы. Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у других птиц.

- Ребята, подумайте, почему поморник может жить в холодных районах?

- Правильно. Поморник – это хищник, и в этих холодных районах он находит для себя много корма.

- Поморники издают звуки, похожие на карканье вороны, послушайте.

Слайд 10.

Треска – это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды.

Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому чувствует она себя здесь хорошо.

- Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми распространёнными его обитателями.


Учитель: Ребята, прежде чем отправиться в Антарктиду, скажите, как вы себе её представляете? Посовещайтесь в группах.

- Отрываем ещё лепесток с нашего Цветика-семицветика.

Слайд 11.

- Итак, нас приветствует …


- Это огромный участок суши, земля, закованная в панцирь – огромный материк - Антарктида. Это самый холодный и суровый район Земли. Холоднее места нет во всём мире. Даже летом здесь пятидесяти градусные морозы, а про зиму и говорить нечего -80 градусов.

- Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше. В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут теплее и пищу легче в море раздобыть.

- Но в некоторых местах её берега без вечных льдов.

- Как вы думаете, а здесь работают учёные – исследователи?


- Правильно, ребята, на Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.

И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов – символов разных стран.


- А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные?

- Конечно. Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.

- Послушайте загадку и скажите, о ком идёт речь.

Птица он, но не летает,

Белый фартук надевает.

Ходит, бродит среди льдин

Замечательный….

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 12.

- Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите.

- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они небольшие: всего лишь около метра.

- Посмотрите на фотографию. Опишите внешний вид пингвинов.

- Молодцы! Действительно, голова и спинка у них чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда они прогуливаются по берегу, то кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. Оперение у пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но как вы думаете, что их спасает от холода?

- Верно. Под кожей у них есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров.

- В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Гнёзда они не делают – негде и не из чего. Но на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама - пигвиниха снесёт яйцо. А пингвину –папе приходиться держать его на лапах в жировой складке на брюшке. Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.

- Послушайте, какие звуки издаёт пингвин.


- Прочитаем, какие животные обитают на Южном полюсе - с.13 учебника

Слайд 13.

- Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. Его и боятся пингвины, он их подкарауливает, прячась под водой. У него пятнистая шкура.

- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.

- Как вы думаете, чем питается морской леопард?

- Морские леопарды питаются тем, что можно встретить в воде. Часто их можно встретить на льдинах мирно посапывающих.



.

Слайд 14.

Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться. Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах, круто поднимающихся из моря.

- Как вы думаете, чем питаются альбатросы?

- Питаются альбатросы кальмарами, рыбой, охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с воздуха. Размах крыльев достигает рекордной величины - более трёх метров.

- Послушайте, какие звуки издаёт эта птица.


Слайд 15.

- А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в крови ледяной рыбы содержатся специальные вещества, предотвращающие её замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти лишь до шестидесяти сантиметров в длину.



- Скажите ребята, а есть ли белые медведи на южном полюсе? Увидели ли мы их?

- Давайте дополним наш ответ Муравьишке, есть ли на нашей планете Земля ещё такие места, где всегда холодно?


- Ну что наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в школу.


Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - нашему вели.

Вели оказаться нам в школе за партой.

Учащиеся совещаются в группах и озвучивают 2 – 3 высказывания о Северном Ледовитом океане.


Учитель корректирует высказывания детей.

У каждой группы листок с рисунками.

Дети обводят карандашом в кружок то, что необходимо (тёплые вещи).



Проверка.

Понадобятся тёплые вещи: варежки, шапку, куртку, могут пригодиться лыжи и аэросани.




Дети встают и произносят слова.



























- Это называется айсберг.














- Полгода - это 6 месяцев.









- Да, такие места есть и одно из них – это Северный Ледовитый океан.


-Да.










- Белый медведь


Ученики рассказывают, что они знают о белом медведе.
















































Учащиеся прослушивают голос медведя.


- У белых медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть, а шкура их непромокаемая.

Чтобы цвет шерсти сливался со снегом.





- В воде и на льдинах.











Выслушиваются ответы.

- Служат защитой.





- У него есть ласты.







Учащиеся прослушивают голос моржа.






- У них есть ласты, голова небольшая и т.д.








- У них толстый слой подкожного жира.






Учащиеся прослушивают голос тюленя.






- У всех этих животных имеется толстая шкура, толстый слой подкожного жира и т.д.











- Ему там достаточно пищи.





Учащиеся прослушивают голос поморника.
















Учащиеся совещаются в группах и озвучивают 2 – 3 высказывания об Антарктиде.

Учитель корректирует высказывания детей.







Говорят хором «Антарктида».












Работают.


















- Пингвин.



Дети рассказывают, что они знают о пингвинах.







Дети описывают внешний вид пингвинов.








- У них есть под кожей толстый слой жира.
















Дети читают.












- Рыбой, пингвинами.
















- Питаются рыбой.





















- Нет.


- Есть, это Антарктида.







- Дети произносят слова с движениями.






Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

(Групповая работа)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника.

Учитель: Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.



- Сейчас каждая группа получит набор карточек животных и листы с изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

Учитель раздаёт группам:

карточки: Приложение 1;

листы: Приложение 2.

- Рассмотрите карточки с животными и разложите их на листы в зависимости от того, кто, где живёт. Договоритесь в группе, кто с каким холодным районом будет работать. На это задание вам даётся 2 минуты. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх.


- Для проверки откройте страницы учебника 12-13 посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание?

- Если в вашей группе допущена ошибка – поднимите руку. Вы исправили свою ошибку?


Для выполнения следующего задания учитель каждой группе раздаёт одинаковый набор карточек. (Приложение 3)


- Послушайте следующее задание. Каждая группа получила одинаковый набор карточек, вам нужно выбрать только те карточки, которые будут соответствовать вашему животному: 1 – 3 - 5 группа – пингвин,

2 – 4 – 6 группа – белый медведь.

- Отобрав нужные карточки, постарайтесь составить предложения о своём животном с каждым словом. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх. На эту работу вам даётся 3 минуты. Начинаем.

- Очень интересно послушать, что у вас получилось. Так как несколько групп готовили предложения об одном животном, будем озвучивать их по очереди, но не повторяясь. В итоге у нас должны получиться небольшие рассказы о белом медведе и пингвине.


- Итак, начинаем. Первый рассказ о пингвине.



- Теперь давайте послушаем, какие предложения вы составили о белом медведе.






- Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.



Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

























Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.












Группы, готовившие задание о пингвине, по очереди озвучивают свои составленные предложения.




Группы, готовившие задание о белом медведе, по очереди озвучивают свои составленные предложения.







VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).

(игровая ситуация)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

Учитель: А сейчас игра «Может ли такое быть?».

- Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!

1). На Южном полюсе медведь

Любит громко песни петь.


2). Медведь в воде не замерзает,

Ведь шкура у него не промокает.


3). Пингвин зимою не скучает,

Ведь отлично он летает.


4). Пингвины плавают, ныряют,

Им лапы-ласты помогают.


5). Рыба небольшая, и даже ледяная.

В воде неприметная, кровь её бесцветная.


6). Морж огромен и силён

И клыками награждён.

7). В Антарктиде там и тут

Кругом яблони цветут.


8) На льду поморник загорает,

Потому что не летает.


9). Альбатрос – морская птица

Любит рыбой поживиться.


10). В Антарктиде целый день

Ходит по лесу тюлень.


11). У трески есть лапы-ласты

Берегитесь её пасти.


12). На большой плывущей льдине

Встретились медведь с пингвином.


- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока.

Слайд 16 – 17.

Мудрая Черепаха очень довольна вами, но она приготовила для вас хитрый вопрос: охотятся ли белые медведи на пингвинов?



- Итак, подведём итог нашей беседы.

- Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?

- Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида.

-Сравним: что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой?

- А какое отличие между ними?


- А сейчас прочитайте вопрос в учебнике на странице 12 вверху, обсудите в своей группе ответ на него, покажите карандашиком это место на глобусе и поднимите лист, где изображён этот холодный район.

- Молодцы! Вы, верно, всё указали, этот район называется Северный Ледовитый океан.

- Как они приспособились к условиям жизни?

- Сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова, вставьте их.

Карточка:

«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и _______________. Там живут разнообразные _____________. Они хорошо приспособились к ____________ условиям».


Слайд 18.

А теперь прочитайте в учебнике на странице 13 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.



Дети работают с сигнальными карточками.




Красный сигнал



Зелёный сигнал



Красный сигнал



Зелёный сигнал



Зелёный сигнал



Зелёный сигнал



Красный сигнал



Красный сигнал



Зелёный сигнал



Красный сигнал



Красный сигнал



Красный сигнал








- Белые медведи не могут охотиться на пингвинов, так как они живут в разных холодных районах


- Мы знаем два холодных района Земли: Антарктида и Северный Ледовитый океан.

(Работают по карточкам на доске)



- Везде есть снег и лёд.


- На Северном полюсе океан покрыт льдом, а на Южном полюсе суша покрыта слоем льда.









Дети в группах вставляют слова в текст.




«На Земле есть холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там живут разнообразные животные. Они хорошо приспособились к суровым условиям».

VII этап. Рефлексия.


Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Учитель: Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.

Цель достигнута.

(Учитель по необходимости корректирует ответы детей).

- Оценить вам свою работу на уроке помогут смайлики: зелёный, жёлтый, красный.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах.


Спасибо за урок!

В течение 2 минут дать возможность высказаться детям.






У каждого имеется набор смайликов.










Использованные ресурсы:

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999

  • с. 290 – белый медведь

  • с. 20 – 21 - морж, тюлень

  • с. 126 – 129 – пингвин

  • с. 187 – 189 – альбатрос


http://ghivotnie.narod.ru/antarktida/sneghni_albatros.html Альбатрос

http://ghivotnie.narod.ru/antarktida/morskoi_leopard.html Морской леопард

http://www.gublibrary.ru/pub/pticy/Pomorniki.html - поморник

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E5%F1%EA%E0 - треска

http://www.zoopicture.ru/ledyanaya-ryba/ - ледяная рыба

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%E0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0&submit.x=3&submit.y=6 - Антарктида

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD

– Северный Ледовитый океан






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!