СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии. Тема ГП Африки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии. Тема ГП Африки»

Конспект урока

по географии

7 класс

Учитель: Докучаева Н.В.


Тема: Географическое положение Африки.


Цели и задачи:

  1. Сформировать понятие «географическое положение материка».

  2. Обучить приему определения географического положения материка по плану.

  3. Продолжить формировать умение работать с картами.


Тип урока: формирование новых знаний.


Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки,

атласы, контурные карты.


Геономенклатура: проливы: Гибралтарский, Мозамбикский. Моря:

Средиземное, Красное. Заливы: Гвинейский, Аденский. Мысы: Рас-Энгела (Бен-Секка), Игольный, Альмади, Рас-Хафун, Доброй На-дежды. Полуостров: Самали. Острова: Мадагаскар, Канарские, о-ва Зеленого Мыса, Суэцкий перешеек, Суэцкий канал.


Ход урока:

I Организационный момент.

1 Вводное слово учителя.

С этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару - в плавание за новыми знаниями. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, нравы и обычаи народов, населяющих их.

Первый материк, с которым мы познакомимся – это Африка.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Б.Поляцкий


«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске

ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела тан-

цоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого та-

инственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным конти-

нентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказа-ний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение».

( В. Корочанцев)


Название- Африка: древние греки именовали Африку Ливией. Такое назва-

ние встречается в трудах Геродота. Начиная с конца IVв. до н.э. появляется

название Африка. Первоначально африпами называли одно из берберских племен, обитавших около Карфагена. Затем название Афригия распростра-

нилось на территорию обитания племени, а потом и на весь материк.


Уникальность Африки: 2 по величине материк S=29,2 млн.кв.км. - Атлас стр.39


«Солнце на нашей родине заставляет кричать даже камни» (пословица арабов северной Африки)

«Не может роса соперничать с солнцем» (Южная Африка)

Интересные факты


- Жираф – самое высокое животное (до 6м), бегает быстрее лошади.

- Баобаб – запасает до 120л воды, живет 5тыс. лет, не горит.

- Африканский слон – самое крупное наземное животное (до 5т).

- Слоновая трава – многолетнее травяное растение (до 8м).


Африка – материк контрастов: показать картины.

½ ее территории – пустыни, однако влажные вечнозеленые леса по площади лишь ненамного уступают «лесному океану» Амазонии.

Конго (Заир) – самая полноводная река восточного полушария, а Нил – самая длинная.

Контрастность – результат ГП Африки.


2. Определения ФГП Африки.

План ФГП материка – учебник стр. 311.

Ученики последовательно отвечают на каждый пункт плана, ответы записывают в тетради, попутно заполняют Контурную карту - ФГП Африки.


а) Нанести на К.К. – экватор, тропики, нулевой меридиан. Сделать выводы.

б) Крайние точки: с- м Рас- Энгела – 37ºс.ш.,10ْ в.д.

ю- м Игольный – 35ْ.ю.ш., 20ْ в.д.

з- м Альмади – 15ْ с.ш., 17ْ з.д.     

в-м Рас-Хафун - 11ºс.ш., 51ºв.д.


Определите протяженность материка в градусах и км:


- с севера на юг по 20º в.д. (32º+35º)*111км=67ºкм*111км=7437км.

- с запада на восток – по экватору (43º-9º)*111=34º*111=3774км.

- по20ºс.ш. – (16º+37º)*102=53º*102км=5406км.


в) Климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропичес-

кий, субтропический.

г) Нанести на карту элементы гидросферы из номенклатуры. Береговая линия слабо изрезана.

д) Близко от Евразии. Соединяется Суэцким перешейком. Отделяется - Средиземным и Красным морями, Гибралтарским проливом и Суэцким каналом, прорытым в 1859-1869г.г. Длина -161км, ширина от 116 до 312м, глубина до 16м.


III. Закрепление.


а) Обобщение выводов по ГП Африки.

б) Игра: закончи фразу, (ученики заканчивают).

- Африка по середине пересекается…

- 0 меридиан пересекает Африку…

- С севера материк омывается…

- Восточная крайняя точка…

- Самый большой остров близ берегов…


Дальше ученики сами придумывают, а второй – продолжает.


в) Пособие «Портфель учителя» Постникова М.В.

- стр. 25 №3

- стр.26 №1,2.



IV. Домашнее задание: §24, сделать карточки – как в игре «закончи фразу».+

Задание в тетради – Нужно найти с помощью атласа слова, начинающиеся на каждую из букв слова:


Г- Гвинейский залив,

И- Индийский океан,

Б- Ботсвана,

Р - Руанда,

А – атлас,

Л – Лимпопо,

Т – туареги,

А – ахаггар,

Р – рувензори,

С – Сомали,

К – капские,

И – Игольный,

Й – Йоханнесбург



V. Подведение итогов. Выставление оценок.