СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии в 6 классе по теме: Стихийные природные явления

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Систематизировать знания о стихийных природных явлениях,  правилах поведения  во  время стихийных природных явлений.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии в 6 классе по теме: Стихийные природные явления»

Тема: Стихийные природные явления

Цель: Систематизировать знания о стихийных природных явлениях, правилах поведения во время стихийных природных явлений.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания о стихийных природных явлениях; рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений,  причины их вызывающие, географию распространения по территории Земли.  

  • Развивающие: развивать навыки работы с дополнительной литературой; развивать образное мышление.

  • Воспитательные: формировать навык групповой работы в классе; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника, умение обосновывать свою позицию, навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности.

Планируемые результаты:

Предметные: называют особенности стихийных природных явлений,  причины их вызывающие; рассказывают о правилах безопасного поведения во время некоторых природных явлений.

Метапредметные:

Познавательные: работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана.

Коммуникативные: взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста и презентации его классу; строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы.

Регулятивные: определяют тему и цель урока с помощью учителя; проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока.


Ход урока:

  1. Водно-мотивационный этап

Сегодня, ребята, мы завершаем путешествие по географическим оболочкам Земли. Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа.

Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Проблемный вопрос: Природные силы создают красивые пейзажи. Могут ли они причинять людям вред или даже вызвать их гибель?

Часто природный процесс превращается в опасное, угрожающее всему живому явление. Как бы вы их назвали?

- Почему они опасны?- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?- Что такое стихия?

Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. (словарь Ожегова)

Стихийные природные явления - это явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.

Учебная задача. Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными природными явлениями. Рассмотрим особенности некоторых природных стихийных явлений, причины их вызывающие, а так же правилами поведения во время стихийных явлений.

  1. Операционно-содержательный этап.

- Какие стихийные природные явления вам известны? Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал. Можно ли их разделить на группы?

Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.

Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Извержение вулкана

Ураган

Наводнение

Землетрясение

Смерч

Цунами

Лавина

Засуха

 

Обвал

Снегопад

 

Оползень

Заморозки

 

Сель

Ливни

 

Учитель. Сделайте, пожалуйста вывод: «Где формируются природные явления?»

Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.


Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения и последствия.
Для этого объединимся в группы. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.

Задание № 2 – групповая практическая работа.

Дайте характеристику стихийному природному явлению по плану: 

  1. Причины возникновения природного явления

  2. Покажите на карте районы распространения

  3. Последствия

  4. Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления

1 группа. Землетрясение и вулканы

2 группа. Смерчи и ураганы

3 группа. Наводнения

Проверка работы группы. Каждая группа демонстрирует выполнение практической работы

По ходу заполняем таблицу на доске и в тетради


Название

Причина

Распространение

Последствия

1

Землетрясение и вулканы

Районы землетрясений и вулканов часто совпадают. Они происходят на границах литосферных плит, там, где земная кора неустойчива. Причины: толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре .


Основные районы вулканической активности — Южная Америка, Центральная Америка, Японские острова, Курильские острова, Полуостров Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова

Разрушения, гибель людей, трещины, оползни

2

Смерч и ураган

Ураган (в тропиках Тихого океана – тайфун) – ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость свыше 120 км/ч (12 баллов по шкале Бофорта). 

Смерчи (торнадо) – это атмосферные вихри, возникающие в грозовом облаке и часто распространяющиеся по поверхности земли (воды). Смерч имеет форму столба, иногда с изогнутой осью вращения, диаметром от десятков до сотен метров, с воронкообразным расширением сверху и снизу. Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы.

Причина: движение воздушных масс, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли.

Наблюдаются во всех районах земли. В России: Хабаровский край, Чукотка, Камчатка, Курильские острова, европейская часть России – центр и юг, реже – север

Разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вырывают деревья с корнем

3

Наводнение

Выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны

Наблюдаются во всех районах земли, где есть крупные реки, моря и океаны. При этом из стран лидирует Китай, на втором месте США. В России: Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены.

Материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей

После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.


  1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана)


  1. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. (Лавина)


  1. Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая. (Заморозки)


  1. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.(Цунами)



  1. Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки водыраган).

Итак, делаем вывод, что каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.

  1. Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)

  2. Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)

  3. Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)

  4. Колебания земной поверхности – (землетрясения)

  5. Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)

  6. Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)

  7. Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)

  8. Ветер разрушительной силы – (ураган)

  9. Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)

  10. Падение больших масс горных пород – (обвал)


Рефлексия. 5 открытий урока

На уроке открыл для себя... .

Сегодня меня удивило... .

Возникли неожиданные мысли о... .

Сегодня на уроке я узнал (как, что)...

Сегодня я понял, что …… пригодится мне в дальнейшей жизни.


 Д/з П.34, Приготовить интересное сообщение по любому природному стихийному явлению.

1 группа. Землетрясение и вулканы


Используя дополнительную информацию и текст учебника страница 151-152, дайте характеристику землетрясениям и вулканам по плану: 

  1. Причины возникновения природного явления

  2. Покажите на карте районы распространения

  3. Последствия

  4. Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления

Землетрясение и вулканы

Районы землетрясений и вулканов часто совпадают. Они происходят на границах литосферных плит, там, где земная кора неустойчива. Причины: толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре. Основные районы вулканической активности — Южная Америка, Центральная Америка, Японские острова, Курильские острова, Полуостров Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова. Вызывают разрушения, гибель людей, трещины, оползни.



























2 группа. Смерчи и ураганы


Используя дополнительную информацию и текст учебника страница 151-152, дайте характеристику смерчу и урагану по плану: 

  1. Причины возникновения природного явления

  2. Покажите на карте районы распространения

  3. Последствия

  4. Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления

Смерч и ураган

Ураган (в тропиках Тихого океана – тайфун) – ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость свыше 120 км/ч (12 баллов по шкале Бофорта). 

Смерчи (торнадо) – это атмосферные вихри, возникающие в грозовом облаке и часто распространяющиеся по поверхности земли (воды). Смерч имеет форму столба, иногда с изогнутой осью вращения, диаметром от десятков до сотен метров, с воронкообразным расширением сверху и снизу. Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы. Причина: движение воздушных масс, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли. Наблюдаются во всех районах земли. В России: Хабаровский край, Чукотка, Камчатка, Курильские острова, европейская часть России – центр и юг, реже – север. Вызывают разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вырывают деревья с корнем.



















3 группа. Наводнения


Используя дополнительную информацию и текст учебника страница 151-152, дайте характеристику наводнению по плану: 

  1. Причины возникновения природного явления

  2. Покажите на карте районы распространения

  3. Последствия

  4. Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления

Наводнение

Причинами наводнений являются выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны. Наводнения наблюдаются во всех районах земли, где есть крупные реки, моря и океаны. При этом из стран лидирует Китай, на втором месте США. В России: Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены. Причиняют материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!